Балет как сценическое и придворно-аристократическое искусство появился в XVI веке, а в России стал известен в конце XVII века, когда начали ставить первые представления. С тех пор балет стал «визитной карточкой» нашей страны, подарив миру целую плеяду гениальных танцовщиков. С детства мы слышали имена Плисецкой, Барышникова и Павловой, и, безусловно, каждая девочка, невзирая на способности и природные данные, в глубине души мечтала походить на стройных, изящных, таких внешне утонченных и хрупких, но внутренне сильных, словно стальная спица, балерин.
В профессиональный балет детей отбирают с 5—6 лет согласно жестким критериям. Будущая танцовщица должна иметь отличную гибкость, выворотность ног, большой шаг, вращение, устойчивость, высокий прыжок, координацию и выносливость.
Выворотность — один из главных принципов классической хореографии, на основании которого и создано понятие о различных позициях и позах. Однако такими данными одарены лишь избранные единицы, поэтому многие из нас, узнав неутешительный приговор строгих педагогов балетного училища, тайком дома изображали Царевну Лебедь или Кармен, неловко перебирая ногами.
Сегодня стало возможным воплотить в жизнь несбывшуюся детскую мечту и заняться классической хореографией в студиях для взрослых, которые в последние годы стали открывать свои двери всем почитателям грациозного танца. Для того чтобы записаться в группу, совсем необязательно обладать астеничной фигурой или танцевальными навыками, достаточно желания и упорства, поскольку, по словам знаменитого танцовщика и балетмейстера Асафа Мессерера, «законы искусства классического танца, пластическая гармония и красота его форм, образное воплощение балетных произведений познаются и достигаются систематическим трудом».
Занятия проводятся в небольших группах: для начинающих, для учеников среднего и продвинутого уровня подготовленности. Телосложение и вес значения не имеют, поскольку взрослые люди приходят заниматься для себя, для получения удовольствия, а заодно для обретения хорошей физической формы. «Некоторые записываются в танцкласс, поскольку им надоели тренировки в фитнес-клубе, ими движет идея разно-образия, другие занимались балетом в детстве и решили вспомнить былое.
А некоторые, следуя зову сердца, захотели попробовать новое красивое и полезное хобби — классический танец, — рассказывает Филипп ЕРОШЕНКО, педагог-балетмейстер, в прошлом танцовщик Московского академического музыкального театра им.
Полная самоотдача
Занятия для новичков начинаются с основ — специальной гимнастики. Упражнения выполняются на полу, на коврике: тренируется пресс, вырабатывается гибкость. Существует гибкость динамическая и статическая. При медленном наклоне корпуса вперед, касаясь ладонями пола, можно проверить статическую гибкость задней поверхности ног и мышц спины. Динамическая гибкость проявляется при выполнении нескольких быстрых наклонов в той же позе. Во время тренировок мышцы следует тянуть немного сильнее, чем при повседневных движениях, но не слишком, дабы не допустить травм и болевых ощущений. Нагрузку нужно увеличивать постепенно, выполняя как пассивные упражнения, так и активные. При пассивной тренировке каждую группу мышц растягивают медленно по 15 секунд 3 раза. А во время активной тренировки делают несколько коротких легких рывков.
Через несколько уроков переходят к элементам у станка с двумя руками. Ученики узнают базовые позы, выучивают различные балетные названия, усваивают принцип исполнения и грамотного распределения веса. Затем переходят к выполнению тех же элементов, но уже одной рукой держась за поручень станка. Так постепенно гимнастика уходит, остается лишь легкая разминка перед началом урока, необходимая для разогрева мышц.
Разумеется, многим интересно выполнять прыжки и динамические элементы на пуантах. Однако для начала важно накачать голеностоп, наработать мышцы и связки, что занимает минимум год. Только после этого стоит пробовать свои силы на пуантах.
В продвинутых группах уровень мастерства может быть как средний, так и крайне высокий — многое зависит от студии и балетмейстера.
«В нашей школе в продвинутой группе я показываю ученицам элементы и упражнения, которые смело мог бы давать профессиональным танцовщикам в театре, где проработал 10 лет, — говорит Филипп Ерошенко. — Программа для будущих артистов балета в училище рассчитана на 8 лет, и каждый год ученики разучивают новые, все более сложные па. Я же даю в своей любительской группе упражнения из этой программы разных лет, даже самого сложного уровня. Но мои ученицы действительно готовы и сумеют их выполнить, хотя, разумеется, о балетной карьере и выступлениях речи не идет». Впрочем, если девушка мечтает о сцене, то и это желание может исполниться. Существуют студии, которые раз в полгода или год дают показательные выступления, устраивают отчетные концерты. Снимают помещение, придумывают программу, адаптируют классические вариации, репетируют и ставят спектакль, на который можно пригласить своих друзей, родных и близких, чтобы продемонстрировать свои успехи.
Рядом с искусством
У балета есть своя «униформа»: одежда для занятий должна быть удобной и не стеснять движений. Предпочтительнее трико или лосины и купальник, обтягивающие тело, для того чтобы педагогу легче было заметить и исправить ошибки. На ногах — балетки, которые лучше покупать в специализированных магазинах для танцовщиков. Такие туфли, как правило, изготовлены из атласа или кожи козленка, плотно прилегают к ноге и крепятся с помощью эластичных лент, атласных или нейлоновых. Покупка пуантов — особенный момент. Обычно на пуанты педагог разрешает вставать через 1—1,5 года регулярных тренировок. Поэтому новое приобретение — невероятно торжественное событие для танцовщиц. При покупке необходимо учитывать размер, полноту, внешний вид обуви, а если стопа деформирована, стоит изготовить пару на заказ. Важно обращать внимание и на пятачок пуантов — он должен быть устойчивым, чтобы балерине было легче держать равновесие в положении на пальцах.
Классическая хореография — азбука танца. Она формировалась столетиями, поэтому в ней присутствуют продуманность и логика, позволяющие постепенно развивать возможности тела. «При регулярных занятиях не менее трех раз в неделю вырабатывается гибкость, улучшается осанка, снижается вес, мышцы приходят в тонус, подтягиваются, корректируется фигура. Может даже измениться форма ног, поскольку нагрузка идет на икры, бедра, ягодицы, мышцы вытягиваются, в результате чего ноги становятся более стройными, — комментирует Филипп Ерошенко. — При этом улучшается музыкальный слух, появляется чувство ритма, развиваются баланс, координация, движения приобретают осмысленность и глубину. Кроме того, занятия классическим танцем помогают освоить и другие виды танцевального искусства, поднимая танцовщика на качественно новый уровень исполнения. И пусть вы не станете примой Большого театра, однако благодаря регулярным занятиям сумеете обрести гордую осанку, расправленные плечи, красивые линии тела, „поющие“ руки, грацию, изящество и стройность».
У станка
Одна из самых известных актрис Голливуда и исполнительница главной роли в фильме «Секс в большом городе» Сара Джессика Паркер считает, что занятия классической хореографией помогают ей поддерживать форму и сохранять женственный силуэт, развивая гибкость и пластичность. Сара регулярно стоит у балетного станка, тренируясь под руководством персонального балетмейстера.
Обладательница точеной фигуры с идеальными пропорциями певица Кайли Миноуг занимается балетом ежедневно по 1,5 часа. По мнению Кайли, именно классический танец помог ей обрести внутреннюю уверенность, сексуальность, кошачью грацию и артистизм. Певица скептически относится к жестким диетам и ограничениям, говоря, что регулярные занятия хореографией очень быстро сжигают лишние калории, поддерживают мышцы в тонусе и позволяют сохранять стройность даже в зрелом возрасте.
Еще одна звезда Голливуда — актриса и певица Дженнифер Лопес — с юных лет занималась балетом. Уроки классического танца впоследствии помогли ей легко освоить и хип-хоп, и латино, однако любовь к хореографии осталась у актрисы до сих пор. Поэтому пару раз в неделю Дженнифер обязательно становится к станку.
Словарик «АТМОСФЕРЫ КРАСОТЫ»:
Арронди — обозначение округлого положения рук (от плеча до пальцев) в классическом танце.
Аттитюд — одна из основных поз в классическом танце, главная особенность которой — согнутое колено поднятой назад ноги.
Баллонне — прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой.
Деми-плие релеве — термин объединяет в неразрывное целое два движения: полуприседание и последующий подъем на полупальцы, пальцы.
Эшаппе — движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции в открытую и обратно в закрытую.
Антраша — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги, разводясь несколько раз, быстро скрещиваются.
Фондю — определение мягкого, эластичного плие в различных движениях.