«ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА» (1982)
Чтобы упростить съемки в районе Покровки и Чистых прудов, режиссер Михаил Козаков обратился к автору сценария Леониду Зорину. Зорин написал одноименную пьесу, по которой была поставлена картина, о себе и своих юношеских воспоминаниях: прототипом Костика (Олег Меньшиков) был сам Леонид. Поэтому представители многих административных структур этого района помнили его еще мальчишкой. Но даже ему был выдвинут ряд условий. Например, проезд по центру Москвы Савранского (Леонид Машков) разрешили снять только в том случае, если киношники не станут перекрывать движение автомобилей.
Дворик, в котором разворачивалось действие фильма, нашли около метро «Кропоткинская». Однако местного колорита все равно не хватало, и съемочная группа позаимствовала скульптуру пионера. А вернее, просто стащила с улицы Песчаной, где жила художник фильма Людмила Кусакова. Жители даже ничего не заметили. В отличие от зрителей, которые поняли, что каток на Чистых прудах снимался на самом деле на Патриарших. Правда, почему было произведена эта подмена, так и осталось загадкой.
«ТРИ ТОПОЛЯ НА ПЛЮЩИХЕ» (1967)
Режиссер Татьяна Лиознова об этом фильме рассказывать не очень любит. Но Александр Борщаговский, по чьей пьесе «Три тополя на Шаболовке» была поставлена картина, вспоминал: «Татьяна Лиознова, очень талантливый и сильный кинорежиссер, как все (или почти все) киношники, хотела оставить в фильме как можно меньше от сочинителя, писателя. С удивительной настойчивостью она хотела назвать фильм по-своему. Для меня это ровным счетом не имело никакого значения — и Шаболовка, и Плющиха — московские уголки. И я согласился». Дело в том, что в конце 60-х слово «Шаболовка» вызывало устойчивую ассоциацию с телевидением, а о нем, как известно, в картине ни слова.
При этом фильм снимался недалеко от Плющихи, а именно в знаменитом Доме архитекторов (Ростовская набережная, 5). Именно там обосновалась героиня Татьяны Дорониной, а также вся съемочная группа, так как добродушные хозяева одной из квартир согласились переехать на дачу на время работы над лентой. А во дворе того же дома была выстроена декорация стеклянной кафешки «Три тополя», возле которой Нюру (Доронина) ждал таксист Саша (Олег Ефремов). Единственное «но», которое возникло во время съемок: ни одного тополя на Плющихе нет. Не растут они там, в отличие от Шаболовки.
«ПОДКИДЫШ» (1939)
В фильме «Подкидыш» зрители могут вдоволь насладиться пейзажами довоенной Москвы. Особенно в его цветной версии, сделанной в 2010 году. Это и улица Горького (ныне Тверская), и ВСХВ (ВВЦ), и Большая Ростокинская (ВВЦ и проспект Мира), Манежная площадь, угол Моховой и Коминтерна (Воздвиженки), и вестибюль метро «Площадь Свердлова» («Театральная»). А в эпизоде, где Наташа подходит к продавцу воздушных шаров и знакомится с воспитанниками детского садика, видна панорама Чистых прудов. Правда, из цветной версии был вырезан кадр, где герои едут по ВСХВ, а за ними видна грандиозная скульптура Сталина.
Наибольшую историческую ценность представляют эпизоды, снятые на улице Горького. Там в одном из кадров появляется чудо отечественного машиностроения — двухэтажный троллейбус ЯТБ−3, начавший курсировать в Москве в 1938 году. Их было выпущено всего десять штук. До 1953 года, когда «двухэтажники» были сняты с маршрутов, дожило лишь два экземпляра. Однако до наших дней ни один из троллейбусов ЯТБ−3 не сохранился. Там же, на улице Горького, снималась и сцена, где Фаина Раневская говорит свою самую знаменитую фразу: «Муля, не нервируй меня». Несмотря на все усилия милиции, толпа прохожих плотным кольцом окружала съемочную группу, сильно мешая работе. «У меня лично было такое впечатление, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний», — рассказывала потом о съемках в картине Фаина Георгиевна.
«МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ» (1979)
Съемки фильма о Москве начались, разумеется, со съемок Москвы. Прежде чем снимать актеров, режиссер Владимир Меньшов запечатлел пейзажи столицы: Ленинский проспект, улицы Красной Пресни, площадь Восстания (ныне Кудринская), Гоголевский бульвар… Веру Алентову и Ирину Муравьеву пустили в кадр лишь почти неделю спустя: снимался эпизод, где их героини Катерина и Людмила идут по улице Горького. Ради этой сцены декораторам картины пришлось «гримировать» магазин № 5 в магазин 1958 года.
Впрочем, «обманули» зрителей и в эпизоде с высоткой на площади Восстания. Героини открывают двери здания, расположенного рядом с метро «Баррикадная», но оказываются в подъезде дома на Котельнической набережной: коридоры, лифт, вестибюль и квартира снимались именно там. Это заметно по виду из окна в эпизоде, где Катя поливает цветы.
Хитрить авторам картины пришлось и во время съемок в метро. Сцена снималась на станции, которая сейчас носит название «Охотный Ряд». Это единственная станция в Москве, переименовывавшаяся четыре раза: «Охотный Ряд» (1935—1955), «Имени Кагановича» (1955—1957), «Охотный Ряд» (1957—1961), «Проспект Маркса» (1961—1990), «Охотный Ряд» (с 1990). Во время работы над фильмом станция носила имя «Проспект Маркса», и специально для съемок сцены 1958 года пришлось уговорить руководство метрополитена повесить старое название. Зато для сцены поэтического вечера у памятника Маяковскому на Триумфальной площади Меньшов решил ни с кем не договариваться: слишком долго пришлось бы выпрашивать разрешение на съемку.
«Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ» (1963)
По словам Георгия Данелия, он хотел снять сказку о Москве. И ему это удалось, потому что в те времена получить разрешение на съемку в узнаваемых «декорациях» было гораздо проще, чем сейчас. Поэтому эпизод, где Володю (Алексей Локтев) кусает собака, снимали на Чистопрудном бульваре, эпизод в церкви, где находится хозяйка собаки, в Новодевичьем монастыре, кафе — в Кривоарбатском переулке, проход босой девушки под дождем — на Ленинском проспекте, концерт в зеленом театре — в ЦПКиО
Однако возникали по ходу работы и трудности. Чтобы снять город сверху, оператору приходилось прибегать ко множеству ухищрений, чтобы пробраться на крыши высотных зданий: с вертолета тогда снимать не позволяли, а возле высоток дежурили коменданты. Случались проблемы и не со стратегическими объектами. А точнее, их жителями. Дом в одном из арбатских переулков, где, по сюжету, живет герой Никиты Михалкова, съемочная группа снаружи подкрасила, чтобы он смотрелся понаряднее. Однако жильцы этого дома написали на киношников жалобу, потому как были уверены, что после обновления фасада им откажутся делать капитальный ремонт.
Впрочем, жители другого дома, расположенного в одном из дворов Мосфильмовской улицы, наоборот, активно помогали в работе. Именно там снимался эпизод, где Колька (Михалков) с балкона пытается докричаться до соседнего дома, где живет невеста Сашки (Евгений Стеблов), чтобы она ответила на телефонный звонок. Местная молодежь весьма охотно горланила под окнами имя Света. А со съемкой в метро, по легенде, и вовсе помог сам отец Никиты Михалкова, Сергей Владимирович: руководство столичной подземки по его просьбе согласилось пускать съемочную группу по ночам. Впрочем, там чуть не вышел конфуз. Во время съемок станция «Университет» была конечной. И в кадре видно, что Володя садится в поезд на платформе с указателем «Посадки нет». Кировско-Фрунзенскую (ныне Сокольническую) линию продлили еще на две станции до «Юго-Западной» лишь 30 декабря 1963 года.
«ЖАРА» (2006)
Самой большой проблемой во время съемок фильма «Жара» было отсутствие жары: почти вся работа над картиной велась при довольно низкой температуре. А в единственный теплый съемочный день Тимати, спасающийся, по сюжету, от скинхедов, даже потерял сознание от перегрева. Выбор натуры тоже дался авторам нелегко, потому что оператор Максим Осадчий хотел показать Москву красивым городом. И чтобы этого добиться, съемки одного эпизода порой приходилось вести в совершенно разных местах. Выяснилось, что цветовая гамма одного городского объекта создает серьезные трудности при монтаже. Но знаковые места столицы — набережные Москвы-реки, храм Христа Спасителя, памятник Петру Первому
"СТИЛЯГИ" (2008)
Авторы фильма «Стиляги» поехали за московскими пейзажами 50-х годов в столицу Белоруссии Минск. «Бродвей», он же улица Горького, снимали на проспекте Независимости. А расположенный, по сюжету, на нынешней Тверской «Коктейль-холл» обосновался в здании минского ГУМа 1951 года постройки. Поучаствовали в съемках и местный Художественный музей, и ремонтная мастерская при военной части, и кладбище. В роли московского метро выступила питерская подземка. А в самой столице снимались финальные сцены марша неформалов к Кремлю по Тверской улице и эпизоды на ВДНХ (ныне ВВЦ). А вот с ЦПКиО им. Горького вышла оплошность: на фоне надписи в кадре «1955 год» видно колесо обозрения, которое на самом деле было установлено лишь два года спустя.
«МОСКВА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ» (2010)
18 новелл о Москве, москвичах и любви снимали 18 режиссеров. Съемки, конечно, велись в столице. И без казусов не обошлось. Например, новелла «Работа» снималась на Красной площади. В качестве массовки выступили прохожие, и когда актерам стали раздавать обед, случайные «статисты» решили, что дают бесплатную еду, и тоже встали в очередь. Поэтому Екатерина Двигубская для новеллы «В центре ГУМа у фонтана» позвала в массовку своих друзей. Съемки новеллы «Он и она» проходили в минус 25 градусов. А, по сюжету, в кадре должна была работать поливальная машина. Через каждые несколько метров ее приходилось останавливать и подогревать воду, чтобы та не замерзала.