— Джеки, как известно, Уилл и Джада Пинкетт Смит являются продюсерами фильма «Каратэ-пацан», а их сын Джейден играет главную роль. Вы были знакомы с семейством Смитов до начала работы над картиной?
— Да, но я не очень хорошо знал Уилла и Джаду. Прежде чем мы начали снимать в Пекине, у нас было несколько недель репетиций в Калифорнии. В это время мне и выдался шанс познакомиться с ними получше. А уже в Пекине я увидел, как они работают. Они приходили на площадку каждый день и делали все возможное, чтобы все сцены получались идеальными. Я подозреваю, им не так-то легко было одновременно быть и продюсерами фильма, и родителями исполнителя главной роли. Ведь две эти обязанности противоречат друг другу. Но они справились. А еще они были так милы и приветливы со всеми, что я даже сказал Уиллу, что хотел бы с ним работать на всех своих будущих фильмах. (Смеется.)
— А какое впечатление произвел на вас Джейден?
— О, это очень талантливый и разносторонний ребенок. Я думаю, он прирожденный актер. Его родители — большие звезды, и я был приятно удивлен, что он напрочь лишен зазнайства. Уилл и Джада могут им гордиться. Джейден очень вежливый, добрый, дисциплинированный и трудоспособный мальчик. Ему было всего одиннадцать лет, когда мы начали снимать фильм. Но он уже смог показать себя профессионалом: очень серьезно подходил к работе, никогда ни на что не жаловался.
— Долго пришлось Джейдену изучать кунг-фу?
— Прежде чем мы начали снимать, он тренировался всего несколько месяцев. И после этого показал результаты даже лучшие, чем китайские ребята, которые тренируются уже несколько лет. Он быстрый, гибкий и любит учиться. Если он продолжит заниматься, он сможет достичь многого. К тому же он неплохо танцует, и это позволило ему быстро освоить хореографию боев. Джейдену также пришлось учить китайский язык, и он так быстро его усвоил, что стал говорить на нем как на родном.
— В фильме вы сыграли наставника героя Джейдена. Где вы черпали вдохновение?
— В своем собственном прошлом. Своего героя, мистера Хана, я создал из характеров множества людей, с которыми мне когда-либо приходилось сталкиваться. Прежде всего из моих наставников. Больше всего на меня повлиял мой учитель в школе Пекинской оперы. Он был моим единственным наставником в течение десяти лет. В его школе я научился управлять своим телом, драться при помощи оружия, петь, танцевать. Правда, он не был таким терпеливым, как мистер Хан. И прибегал ко всем возможным формам наказания, чтобы добиться результата. (Смеется.) Но и потом было много наставников, которые помогли мне сформировать мою жизнь и мою карьеру.
— Вы в детстве дрались с ровесниками?
— В школе Пекинской оперы, где ученики изучают восточные единоборства и акробатику, был очень тяжелый режим. Родители отдали меня туда в семь лет, и временами я очень скучал по дому. К тому же я был новичком, никого не знал и стал легкой мишенью для местных забияк и драчунов. Я чувствовал себя аутсайдером. Как новый ученик, я, например во время обеда, сидел далеко от мастера, и когда он раздавал еду, до меня почти ничего не доходило, кроме соуса и жира. Ровесники меня часто колотили. А я позволял им так себя вести, потому что был напуган и не знал, как защищаться. Ко мне перестали приставать, когда я защитил другого новичка. Вступившись за него, я научился защищаться сам.
— Наверное, это вас много чему научило и помогло в дальнейшем…
— Безусловно. Я чувствовал себя аутсайдером много раз в жизни. Когда я был совсем маленьким, моей семье часто не хватало денег. И родители помогали по дому другой семье. Тогда я впервые понял разницу между богатыми и бедными. А уже когда я закончил школу, то стал работать каскадером в разных фильмах. Влиятельные люди на съемочной площадке относились ко мне пренебрежительно, потому что я был неизвестен. Но все это в итоге дало мне мотивацию больше работать, чтобы доказать всем и самому себе, что я могу быть лучше. И я добился того, о чем мечтал.
— Вы известны тем, что все трюки в своих фильмах исполняете сами. С годами это стало труднее делать?
— Прежде чем снять сцену драки, я делаю растяжку, а потом отрабатываю ее до тех пор, пока она не будет выглядеть безупречно. Иногда на это уходит десять минут, иногда несколько часов. Все зависит от самой драки. Когда я не снимаюсь, то тренируюсь мало. Зато стараюсь заниматься физкультурой как можно чаще, час или два в день. Я не пользуюсь лифтами и эскалаторами, всегда хожу по лестницам пешком, в качестве дополнительного упражнения. После еды иду на прогулку, чтобы избавиться от набранных калорий. Физкультура очень хороша не только для тела, но и для души.
— Несмотря на вашу подготовку, вы часто получаете травмы на съемках. Какая для вас была самой страшной?
— Самая ужасная травма, которую я когда-либо получал, произошла в Югославии на съемках фильма «Доспехи бога». У меня был перелом черепа. Меня отправляли в больницу на вертолете. Тогда меня больше всего напугала даже не боль, а выражение лиц окружавших меня людей. По их реакции я понял, что моя травма представляет угрозу для жизни. По сей день в моей голове находится кусочек металла и еще есть маленькая дырка в черепе.
— А во время съемок фильма «Каратэ-пацан» травмы были?
— Да, я получил пару шишек и ссадин, но ничего серьезного. Иногда старые травмы напоминают о себе, и начинает болеть то тут, то там. Но, к сожалению, я ничего не могу с этим поделать. Я переломал слишком много костей и растянул слишком много мышц, чтобы не чувствовать боль время от времени. (Улыбается.)
— Так, может, вам пора перестать делать все трюки самому?
— Я люблю делать трюки, но не люблю боль. Думаю, со временем я стану больше фокусировать свое внимание на актерской игре и меньше на трюках. Но знаю точно, что буду продолжать их делать до тех пор, пока могу.