Охота на людей, спиритический сеанс, содействие в погоне за опасными преступниками, обман зрения, спасение научного открытия. Даже звучит не очень правдоподобно. А вот креативной группе программы удается обставить такие ситуации так, что в них волей-неволей поверишь. Еще и переживать начнешь. Представьте себе фронтмена группы «Би−2» Леву Би−2, который только-только стал владельцем вожделенного вишневого «Мустанга», как на дороге его останавливают представители ГИБДД и просят срочно предоставить автомобиль для погони за опасным преступником. А в результате машина музыканта оказывается в озере. Что бы стали делать вы? Проклинать представителей органов? А если они в благодарность обещают наградить вас и вообще очень признательны за помощь? Лева Би−2, например, повел себя абсолютно достойно, увидев, что случилось с его автомобилем. А в конце розыгрыша, ничуть ни на кого не обидевшись, даже заметил, что «испытать такое в жизни должен каждый».
Придумать идею розыгрыша крайне сложно — над этим работает не один человек. К тому же предложить свой сценарий розыгрыша звезды может абсолютно каждый: создатели программы открыты к сотрудничеству. За время существования шоу в нем было написано около 200 сценариев розыгрышей знаменитостей, приблизительно 100 из них отработано, и около 70 отснятых сюжетов в конечном итоге увидели зрители. Несмотря на то что сам «Розыгрыш» — программа лицензионная, брать за основу зарубежные шутки у нас не получится. Там все довольно просто. Например, звезда возвращается из магазина и понимает, что припарковала машину в неположенном месте. Тут же к ней подходит «полицейский» и начинает разбирательство. Задача звезды — выйти из создавшегося положения. Задача зрителя — наблюдать, как будет выкручиваться звезда. «Это — не розыгрыш. Это — скорее подстава, — говорит креативный продюсер программы Ирина Глебова. — На Западе все ситуации в подобных шоу состоят из одного хода. Для нашего зрителя это неинтересно — слишком просто». В нашем розыгрыше должно быть как минимум три поворота сюжета, как минимум три испытания для «жертвы». Для примера — розыгрыш Марины Голуб. Сначала актрису заставили поверить в то, что она участвует в настоящем спиритическом сеансе, затем — что к ней действительно подселился вызванный ею дух и, наконец, уговорили избавиться от «духа», выдув его в трехлитровую банку. «А вам слабо?» — смеется Ирина.
На подготовку каждого звездного розыгрыша уходит масса времени. В зависимости от сложности — от нескольких дней до нескольких месяцев. Да и обходится это недешево. Особенно если задействована техника. В этом сезоне одним из самых дорогих стал розыгрыш Татьяны Навки. Фигуристку отвезли на военный полигон поупражняться в стрельбе, однако вместо мишени Татьяна «случайно» подстрелила вертолет, круживший в это время над нею, после чего он скрылся за лесополосой, где и «взорвался». Можно представить, что аренда вертолета обошлась в крупную сумму, тем более что падал он подобным образом не один раз: прежде чем пригласить на полигон звезду, вся сцена была несколько раз заранее отрепетирована. Сложно было и с розыгрышем Елены Кориковой — ее пригласили выступить на корпоративном концерте за город, а в результате привезли в лес, где состоятельные бизнесмены развлекались… охотой на людей! «Этот розыгрыш был очень трудный, потому что нам пришлось его готовить два раза, — вспоминает Ирина Глебова. — Но звезде потом наверняка будет приятно, что ради нее устроили такое дорогостоящее мероприятие».
Прежде чем разыгрывать «жертву», создатели шоу собирают на нее подробное досье: чем увлекается, что любит/не любит, как может повести себя в определенной ситуации. Всю эту информацию предоставляют родственники или друзья, вступающие в добровольный сговор с организаторами шоу. Потом с «жертвой» работают психологи и сценаристы. Например, если человек с детства не любит собак, потому что они когда-то его покусали, то вряд ли он станет их спасать в определенной ситуации. Зато звезда может быть неравнодушна к кошкам. Такие мелочи могут сорвать огромную работу. «Но пусть наши звезды не опасаются, — заверила нас продюсер программы. — Всю информацию о них мы собираем под очень большим секретом, и она никогда не выйдет за пределы программы».
Хуже всего, когда находится «доброжелатель», который предупреждает звезд о том, что их хотят разыграть. Это значит, что вся длительная подготовка была напрасной. Ведь ни одна звезда не сможет изобразить правдоподобное удивление, растерянность или ужас, если заранее знает о ситуации. По мнению Ирины Глебовой, такие случаи чаще всего происходят не из желания помочь, а скорее навредить — ведь в этом случае звезду уже не покажут по телевизору. «Конечно, нам бывает очень обидно, — объясняет Ирина. — Особенно когда у нас все готово, жертва клюнула на приманку, едет на место розыгрыша и вдруг на середине пути получает эсэмэску-предупреждение, как это было, например, с Михаилом Ефремовым. Вся наша работа пошла в корзину». Но бывает и по-другому: звезда сама догадывается, что ее хотят разыграть, и срывает устроителям всю затею. Такое уже неоднократно бывало с Тиной Канделаки и Дмитрием Харатьяном — никак не удается их провести. А вот Катя Лель, Ксения Собчак или Юлия Началова, напротив, уже не раз попадались на удочку. А потому уже стали любимыми участниками программы.
Команда «Розыгрыш» — это не только творческая, но и огромная техническая группа: каскадеры и постановщики трюков. Каждая ситуация тщательно оценивается на предмет безопасности. Это касается и мини-розыгрышей на съемочной площадке. Скажем, если техническая группа знает, что им придется поднять мужчину весом в 85 кг, натяжение страховочного троса рассчитывается на человека весом в 150 кг. В одной ситуации нужно было просчитать силу разыгрываемых звезд. Взяли тоже с запасом. Так, в двойном розыгрыше Александра Носика и Дениса Клявера каждому из них пришлось спасать готовую сорваться со стены здания маляршу. Александр и Денис стояли на земле и были уверены, что тянут в противовес трос, на котором висит женщина, пытаясь аккуратно опустить ее вниз. На деле же «малярша» была закреплена абсолютно другой веревкой, а нужный трос перетягивали на себя шестеро крепких мужчин, стоящих на крыше. У звезд же создалось полное впечатление, будто что-то заклинило в кронштейне.
У актеров, принимающих участие в программе, тоже могут возникать проблемы. Ведь нужно, чтобы, с одной стороны, они были профессионалами своего дела, с другой — еще не знакомыми широкой аудитории, не засвеченными в кино и сериалах. К тому же они не должны сталкиваться раньше с разыгрываемой звездой ни во время учебы в театральных вузах, ни на кинофестивалях. Чаще всего кастинг-группа находит таких актеров в самых разных городах России. «Недавно у нас принимали участие три актера из Хабаровска, — рассказывает Ирина. — Очень жаль, что, показав их в нескольких розыгрышах, мы уже не сможем с ними поработать еще раз. С другой стороны, есть надежда, что благодаря участию в нашей программе их заметят в столице и пригласят поработать где-нибудь еще».
Не секрет, что в предыдущие сезоны к программе возникали претензии. Кто-то из звезд жаловался на не слишком корректные ситуации, в которых они оказывались. «На самом деле случаев, чтобы на нас обижались, было крайне мало, — говорит Ирина Глебова. — Если честно, это было похоже на пиар: нас разыграли, мы обиделись, и сейчас мы всем об этом расскажем. Случай, когда мы действительно были неправы, был, пожалуй, единственный — розыгрыш с Инной Гомес. Мы несколько раз принесли ей глубочайшие извинения и клятвенно заверили, что больше никогда не станем ее разыгрывать».