С давних времен появилась традиция — во время войны публично демонстрировать самые значимые трофеи, взятые у врага. Так делали еще Петр I, сумевший нанести поражение шведскому королю Карлу, Александр I, поднявший страну против армии Наполеона… В период Великой Отечественной войны у нас тоже устраивали показы трофейной фашистской техники. Самая крупная из таких выставок была открыта в столице.
Сначала москвичам был представлен единичный «экспонат». На пл. Свердлова перед Большим театром в конце июля 1941 г. выставили на всеобщее обозрение один из бомбардировщиков, сбитых в небе над Белокаменной. А уже в начале августа на территории Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького открылась целая выставка, посвященная отражению налетов немецкой авиации на столицу. Посетители могли увидеть здесь не только упомянутый уже «Юнкерс», но и обломки «Хенкеля−111», протараненного нашим отважным летчиком Виктором Талалихиным. Тут же демонстрировались обезвреженные вражеские авиабомбы, приборы, пушки и пулеметы со сбитых фашистских самолетов. Приблизительно в то же время в Центральном музее Красной Армии открылась экспозиция «Отечественная война», где отдельный зал занимало захваченное у гитлеровцев оружие. А в январе 1942-го в столице была организована выставка «Разгром немцев под Москвой», где под специально сооруженными навесами разместили много трофейной техники — танки, самолеты, орудия…
Руководители страны придавали большое значение такой «наглядной агитации», убедительно показывающей, что врага можно с успехом побеждать.
13 апреля 1943 г. Государственный комитет обороны постановил создать в Москве постоянно действующую экспозицию, названную «Выставкой образцов трофейного вооружения».
Самым удобным местом для нее оказался все тот же ЦПКиО. Именно здесь и состоялось 22 июня 1943-го, во вторую годовщину нападения фашистов на СССР, открытие выставки трофеев. Она работала вплоть до 1948 г., постепенно пополняясь новыми образцами и разрастаясь, так что в послевоенные годы насчитывала уже более 6500 крупногабаритных экспонатов и множество «мелочей», демонстрируемых в специальных помещениях. Экспозиция подразделялась на несколько тематических разделов: авиационный, артиллерийский, бронетанковый, инженерный, интендантский, санитарный… В отдельном павильоне были показаны многочисленные образцы стрелкового вооружения, около 200 различных типов снарядов, мин, ручных гранат.
Среди привезенных в Москву экземпляров германской военной техники были подбитые и взорванные в бою. На многих из них сделали пояснительные надписи. Например, одна — на башне тяжелого танка — сообщала, что толстая броня этого гитлеровского чудища пробита прямым попаданием нашего 85-мм снаряда. Кроме того в ЦПКиО демонстрировали и много боевых машин, захваченных советскими солдатами, что называется, без единой царапинки…
В парке им. Горького можно было увидеть не только немецкую технику, но и образцы, изготовленные на заводах в других европейских странах, захваченных Гитлером, — французские, венгерские, чешские. А в 1945-м выставка пополнилась еще многочисленными трофеями, взятыми на Дальнем Востоке у японцев.
Демонстрировались и совершенно неожиданные экспонаты. Скажем, мощные бронеколпаки с так называемой «линии Маннергейма», рации, предназначенные для работы забрасываемых в советский тыл разведчиков, аппаратура для прослушивания, использовавшаяся гестапо… В экспозицию включили даже полевую телефонную станцию, с помощью которой фельдмаршал Паулюс в окруженном Сталинграде отдал своим частям приказ о капитуляции. Из бывших гитлеровских концлагерей в Белокаменную привезли применявшиеся там орудия пыток и адские приспособления для массового уничтожения людей. В изобилии демонстрировалась армейская форма (в том числе и генеральская), форменное обмундирование немецких зондеркоманд, подразделений гестапо, частей СС. В нескольких витринах были свалены в кучу знамена фашистских дивизий и бригад, разбросаны ордена и медали.
Авиационный отдел выставки в обиходе называли «Птичьим двором Геринга». Всеобщее внимание привлекал привезенный сюда огромный «Фокке-Вульф−200», который попал к нам «в плен» на аэродроме под Сталинградом. Фашистский супербомбардировщик мог перевозить до 5 тонн бомб и управлялся экипажем из 8 человек. Организаторам выставки пришлось изрядно потрудиться, чтобы доставить такую махину в центр города.
Большой популярностью пользовалась та часть экспозиции, где выставлены были разнообразные эрзацы-«заменители», изобретенные немецкими интендантскими службами в скудные военные годы. Советские люди могли убедиться, что и «покорителям Европы» приходилось несладко. Они вынуждены были употреблять для приготовления пищи березовую и ольховую муку, подкрепляться искусственным медом, солодовыми конфетами, мыться туалетным мылом с добавлением простой глины, спасаться от русской зимы и распутицы, натягивая на ноги эрзац-валенки из соломы и тростника и «экономичные» ботинки на деревянной подошве…
Выставка в ЦПКиО имела громадный успех. Сюда приходили и в одиночку и целыми коллективами — с заводов, учреждений, школ. Группы посетителей по территории водили более ста экскурсоводов — в большинстве своем демобилизованные офицеры — те, кто сам уже побывал на войне. Особыми привилегиями при посещении экспозиции трофеев пользовались воины Красной Армии. — Им разрешалось не только осматривать трофеи снаружи, но и забираться внутрь танков, самолетов, бронетранспортеров. Считалось, что таким образом эти люди могут лучше познакомиться с вражеской техникой, узнать ее слабые места. Довелось слышать рассказ старого москвича о том, как однажды на его глазах кто-то из посетителей (видимо, бывалый фронтовик) умудрился даже завести одну из гусеничных машин, стоявших в ряду экспонатов.
Полюбоваться на огромное разнообразие трофейной немецкой техники, амуниции и вооружения приехал в Парк культуры даже сам Верховный Главнокомандующий И. Сталин в сопровождении нескольких генералов. (Естественно, все время, пока он ходил по экспозиции, территория была закрыта для простых граждан.)
Населению других городов и поселков попасть в Москву, чтобы пройтись по выставке, было очень непросто. Поэтому для тех, кто жил вдалеке от столицы, на киностудии «Мосфильм» был снят фильм (причем цветной!) под названием «Трофеи великих битв», который рассказывал об экспозиции трофейного вооружения. Эту картину крутили в клубах и кинотеатрах практически по всему Союзу.
После закрытия выставки значительная часть собранных для нее экспонатов попала в военно-исторические музеи. Многое из того вооружения, что во время Великой Отечественной демонстрировали в ЦПКиО, было передано в Центральный музей Вооруженных Сил СССР.