Апрельские гонки

В апреле для родителей будущих первоклассников начинаются горячие деньки: с 1 апреля стартует запись в школу. И порой за место в престижной гимназии разгораются самые настоящие бои. Какую же школу можно считать хорошей?

В апреле для родителей будущих первоклассников начинаются горячие деньки: с 1 апреля стартует запись в школу. И порой за место в престижной гимназии разгораются самые настоящие бои. Увы, далеко не все учебные заведения стоят того, чтобы сражаться за право называться их учеником. Какую же школу можно считать хорошей? Этому была посвящена пресс-конференция директора Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяны БЕЗРУКИХ.


Драмкружок, кружок по фото…


Судя по опросу ВЦИОМ, 86% родителей выбирают ту школу, что ближе к дому, при этом 82% обращают внимание на то, сколько процентов выпускников поступают в вуз. За «дешевизну обучения, отсутствие необходимости платить дополнительно» высказались 68% опрошенных и почти столько же (65%) поставили во главу угла специализацию школы и ее известность (64%). И лишь 33% родителей назвали важным такой критерий, как личный опыт, т. е. хотели отправить ребенка туда же, где когда-то учились сами. 21% указал «хорошее материально-техническое оснащение», «удобство помещений» и «высокое качество образования».


Заметьте: критерии выбора школы были заранее заданы социологами. Возможно, если бы критерии предложили родители, результат бы отличался. Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких утверждает: в последние годы родители все чаще хотят для своего чада «человеческую» школу. Где к ребенку будут относиться лояльно, считаться с его индивидуальными и возрастными особенностями.

И несмотря на это, взрослые зачастую выбирают школу не для своего ребенка, а для себя, то есть ту, в которой они сами хотели бы учиться: два иностранных языка, бальные танцы, «драмкружок, кружок по фото»… В итоге дети не справляются с нагрузкой, а их родители в соцопросах оценивают ситуацию в образовании как тревожную и кризисную.


Специалисты советуют прежде всего правильно оценить возможности своего чада и состояние его здоровья, а потом уж сражаться за место в престижной школе. Не надо забывать, начальная школа — это время, когда ребенок может попробовать разные виды деятельности, найти свой интерес. Поэтому хороша та начальная школа, которая даст возможность иметь свободное время.


— Возьмите лист бумаги, сверху напишите «24 часа». На сон — 10 часов. На воздухе ребенок должен проводить 2—2,5 часа. Время на гигиенические процедуры, на прием пищи… Если малыш уже ходит в музыкальную школу, плюсуйте сюда занятия в этой школе и время на подготовку. Складывайте и вычитайте. Не останется ни-че-го! Так что, выбирая школу, обязательно посмотрите расписание, почитайте учебники, которые рекомендуются, поинтересуйтесь, не слишком ли сложны домашние задания (на их приготовление не должно уходить больше получаса).


И, наконец, Марьяна Безруких советует обратить внимание, как с вами в школе разговаривают. Ставят ли условия, рассказывают ли о требованиях школы или расспрашивают о ребенке. Не мешает «сходить» и на сайт школы в Интернете.


Учительница первая моя


Помимо альма-матер надо еще выбрать педагога. 93% россиян, по данным опроса ВЦИОМ, главным показателем хорошей школы считают наличие там преподавателей, «пользующихся уважением знакомых и родственников». Хороший педагог приспособит к возможностям ребенка даже не самую удачную программу, плохой — даже хорошую программу сделает неудобоваримой.


— Родители должны понять, какой учитель будет у их ребенка, и хотя бы раз встретиться с ним, — советует Марьяна Безруких. — Это особенно важно для медлительных детей. Если у учителя быстрая речь, резкие движения, быстрый темп деятельности, то скорее всего он ребенку не подходит. Ребенок не может жить в состоянии постоянного цейтнота, он будет чувствовать себя неудачником. Уже в первом полугодии у таких детей нарушается физическое и психическое здоровье. Гиперактивным детям тоже подойдет спокойный, уравновешенный и терпеливый учитель.


Марьяна Безруких советует устроить учителю небольшой тест: подойти к нему и рассказать о своем ребенке.


— Если учитель скажет: «Вы знаете, у меня таки× 30 человек, я не смогу уделить вашему ребенку внимание» — это не ваш учитель.


Вместе с тем оценивать учителя в первую очередь за его «душевность, любовь к детям» — это традиционные мифы, — уверена Марьяна Безруких. — Учитель прежде всего должен быть знающим. Он должен знать свой предмет и основы педагогики.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ:


1. Поговорите с учительницей. Она должна создать комфортную для учебы среду.
2. Поговорите с родителями, поджидающими детей около школы, что они думают об этом учебном заведении; расспросите самих детей.
3. Школа должна быть как можно ближе к дому. Иначе ребенок будет сильно уставать.
4. Зайдите на сайт школы и внимательно его изучите.
5. Новое школьное здание необязательно означает хорошую школу.
6. Выбирая школу для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, нужно прежде всего выбирать учительницу. Она должна быть спокойной и уравновешенной.
7. Болезненного ребенка лучше не отдавать в гимназию или языковую школу: учеба и процесс приготовления уроков превратится в каторгу.


НАШ ЭКСПЕРТ


Пресс-секретарь Департамента образования Москвы Александр ГАВРИЛОВ:


— Чтобы ребенка приняли в 1-й класс, родители должны написать заявление на имя директора школы, представить свидетельство о рождении ребенка и медицинскую справку. Это все. Справка нужна, чтобы понять, может ли ребенок обучаться в общеобразовательной школе.


Школа имеет право отказаться принять ребенка в 1-й класс только из-за отсутствия мест. Условно говоря, ваше заявление зарегистрировали под номером 156, а школа набирает только два первых класса. По нормам в 1-м классе должно быть 25 человек. Делайте выводы. В этом случае, кто раньше подал заявление, тот и выиграл. Приоритет всегда имеют дети, которые живут в том же микрорайоне. Младшие братья и сестры учеников поступают на общих основаниях.


Многие школы проводят подготовку будущих первоклассников. Но по большому счету особых преимуществ при поступлении в 1-й класс это не дает. Единственное исключение — выпускники дошкольного отделения центров образования. В центрах образования есть как школа, так и дошкольное отделение, и выпускники дошкольного отделения автоматически зачисляются в первый класс школы этого же учреждения.


Если, допустим, ребенок поступает в языковую школу, а у него проблемы с русской речью, родителям могут порекомендовать все-таки выбрать другую школу. Но только порекомендовать. Отказать же в приеме, если есть места, не имеют право.


— А если родителям настойчиво рекомендуют коррекционный класс?


— Я думаю, надо прислушаться к рекомендации. Если ребенок будет обучаться в таком классе, вовремя можно будет решить его проблемы, это намного смягчит ситуацию.


С 1 по 14 апреля (кроме воскресенья) с 10.00 до 15.00 со всеми вопросами, жалобами и предложениями по организации приема в первые классы жители города могут обратиться по телефону 366−81−94.


В субботу (10 апреля с 10.00 до 15.00) будет работать дополнительный телефон — 366−11−05.


За день на эту «горячую линию» поступает до полусотни звонков. По каждому заявлению мы работаем, даем родителям конкретные рекомендации. В этом году, кстати, мы отметили удивительную вещь: пока совершенно нет жалоб на проведение вступительных испытаний для будущих первоклассников. В прежние годы на это жаловались очень активно. Пока же родители в основном жалуются на то, что слишком много желающих учиться именно в этой школе, мест всем не хватит.

Популярные статьи