— Что же мне делать? Как мне от этого проходимца избавиться? — Зинаида Михайловна тихонько утирала слезы.
Кто бы мог подумать, что причиной всех ее бед станет двухкомнатная квартира на Красной Пресне? В середине 90-х годов Зинаида Михайловна на пару с мужем стала собственницей квадратных метров в центре Москвы.
Но супруг вскоре умер, детей не было, и она осталась одна…
— Я пустила к себе квартиранта, — вспоминает пенсионерка. — Он и в магазин ходил, и в аптеку, квартиру за меня оплачивал, в ЖЭК ходил. Что ни попросишь — все сделает. Вот и продала ему квартиру, но с условием, что он будет меня пожизненно содержать, а я останусь жить в квартире до самой своей смерти.
Надо ли говорить, что, как только договор был подписан, квартирант напрочь забыл о своих обязательствах? Зинаиде Михайловне еще повезло: ее взяла под свою опеку Таманская дивизия, договор был разорван. К одинокой пенсионерке прикрепили молодых ребят, которые и квартиру убирали, и продукты покупали. Увы, не все подобные истории заканчиваются так же благополучно. Одинокие пенсионеры — собственники московских квадратных метров — слишком часто становятся объектом внимания криминальных структур и просто недобросовестных людей. Пожилые люди доверчивы, потому они являются легкой добычей квартирных мошенников, лишаясь порой не только жилья, но и жизни…
* * *
— Нужно было принимать срочные меры, чтобы надежно защитить одиноких пенсионеров от мошенников, — говорит заместитель генерального директора ГУП «Моссоцгарантия» Елена Валентиновна Лебедева. — И в 1994 году по инициативе правительства Москвы в структуре столичного Комитета социальной защиты населения была создана новая служба — «Московская социальная гарантия». Она стала заключать с одинокими пожилыми людьми договоры пожизненного содержания при условии, что они передавали свои квартиры городу. Трудно было — не то слово. Ведь мы оказались на правовой «целине»: это теперь законодательство строго регламентирует вопросы заключения договоров пожизненного содержания с иждивением, а тогда даже понятия «ренты» не существовало.
Справка «РД». Более 3735 договоров пожизненного содержания с иждивением — таков итог работы «Моссоцгарантии» за 15 лет. Причем только в прошлом году было заключено 180 таких договоров.
Что для нас дороже денег?
Дина Павловна, бывший библиотекарь, заключила договор с «Моссоцгарантией» в 1999 г., через два года после смерти мужа.
— Пожилому человеку в любой момент может понадобиться помощь, одной жить очень тяжело. За эти десять лет я видела только хорошее. Инспекторы постоянно звонят мне, приезжают, моют окна, проводят генеральные уборки. Мне 80 лет, сама я справиться с этим не могу. Мне купили все, что я хотела: большой телевизор, холодильник, газовую плиту, стиральную машину (полуавтомат поменяли на автомат). Когда потребовалось лечь в больницу, мне дали машину и сопровождающего. И домой на машине привезли. Рядом со мной действительно появились очень внимательные люди.
Нина Николаевна, бывший врач, сначала написала завещание в пользу хороших знакомых. Но вскоре оказалось, что помогать одинокой пожилой женщине они и не думают, хотят лишь одного — прописать в завещанной квартире дочь. Договор пришлось аннулировать.
— О «Моссоцгарантии» я случайно услышала по радио, — вспоминает Нина Николаевна. — В той же передаче говорили и о другой организации, тоже занимающейся пожизненным обеспечением пожилых людей в обмен на квартиру. Позвонила: в той организации после заключения договора на руки дают огромную сумму — полтора миллиона рублей, и все. Но мне нужны были не столько деньги, сколько помощь и забота. Потому и обратилась в «Московскую социальную гарантию». Договор я показала своей хорошей подруге. Она внимательно все прочитала и сказала: «Этой организации можно верить». И вот я уже десять лет под надежной опекой.
Город гарантирует
— Так в чем же заключаются преимущества передачи жилья городу? Ведь в обмен на пожизненное содержание можно передать свое жилье любому человеку? — продолжаем мы разговор с Еленой Валентиновной.
— «Моссоцгарантия» — государственная организация и находится в подчинении Департамента социальной защиты населения Москвы. То есть пожилой человек, заключивший с нами договор, может быть уверен: свои обязательства мы выполним на 100%. Увы, такой уверенности, когда подписываешь договор с физическим лицом, нет: у другой стороны может измениться материальное положение, да мало ли какие еще обстоятельства, мешающие выполнить обязательства по договору, могут возникнуть.
— С кем «Моссоцгарантия» заключает договоры пожизненного содержания с иждивением?
— С пенсионерами. Причем инвалиды первой группы могут заключить такой договор, когда им исполняется 55 лет, инвалиды второй группы — с 60 лет. Остальные — с 65 лет.
— Какие требования предъявляются к жилплощади?
— Во-первых, пенсионер должен быть собственником жилья, во-вторых, он должен быть единственным прописанным в своей квартире или комнате жильцом, а в-третьих, квадратные метры должны быть «чистыми»: не проданы, не заложены, не находиться в споре или под запрещением (арестом). Сдача их в аренду тоже исключается.
— Что получает пожилой человек от города в обмен на квадратные метры?
— По договору пожизненного содержания с иждивением пенсионер остается жить в своей квартире. Ежемесячно ему выплачиваются денежная компенсация, размер которой зависит от возраста и состояния здоровья заключившего договор и того, какую жилплощадь он занимает — сколько комнат, сколько квадратных метров
— Какие документы надо оформить, чтобы передать свою квартиру городу, сколько времени это занимает и сколько стоит?
— Надо написать личное заявление, предоставить паспорт, пенсионное удостоверение, справку об инвалидности, документы, удостоверяющие право собственности на жилье, выписку из домовой книги, копию финансово-лицевого счета и кадастровый паспорт на жилое помещение. Все затраты на оформление «Моссоцгарантия» берет на себя. Процедура обычно занимает один месяц.