В конце 1967 года создатели легендарной «Операции «Ы» написали комедийный сценарий под названием «Контрабандисты». Картину создавали специально под Юрия Никулина, который ради этого ушел из цирка на полгода в отпуск. А вот другая звезда, Анатолий Папанов, в этом фильме мог бы и не появиться. Но, как всегда, помог счастливый случай.
И вот уже сорок лет («Бриллиантовая рука» вышла на экраны в 1969 году) мы смеемся и даже симпатизируем контрабандисту Лелику. Незадолго до дня рождения великого актера «МК-Бульвар» вспоминает, как все было и насколько тесно судьба фильма переплелась с жизнью Анатолия Папанова.
В основу будущей комедии лег реальный случай, случившийся где-то в Центральной Европе, о котором написал журнал «За рубежом». Статья о контрабандистах, пытавшихся перевезти украденные ценности в гипсе, случайно попалась на глаза сценаристу Якову Костюковскому. Он и рассказал эту интересную и в чем-то смешную историю своим коллегам Леониду Гайдаю и Морису Слободскому. Вскоре знаменитая троица, создавшая «Операцию «Ы» и «Кавказскую пленницу», представила киношному начальству сценарий «Контрабандисты». После внесения сорока поправок Гайдаю разрешили приступить к дальнейшей работе. На роль контрабандиста Лелика пробовались сразу трое: Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Сатановского худсовет забраковал сразу, а кандидатуры Папанова и Пуговкина рассматривали долго. Но остановиться решили на Папанове.
Сам Анатолий Дмитриевич, конечно, никогда не был контрабандистом, но с правоохранительными органами сталкивался дважды в своей жизни. Первая встреча случилась в 1941 году, Папанову тогда исполнилось девятнадцать. На шарикоподшипниковом заводе, где юноша работал литейщиком, произошла кража. Арестовали всю бригаду, работавшую во время происшествия. На счастье будущей звезды, допрос вел умудренный опытом следователь, не стремящийся посадить всех подряд. Он сразу разглядел в молоденьком рабочем честного человека. Поэтому, отсидев девять суток в Бутырке, Папанов был отпущен на свободу. Вторая встреча состоялась в конце 60-х годов, когда Анатолий Дмитриевич был уже известным актером. После одной театральной вечеринки Папанов, немного нетрезвый, возвращался пешком домой. Почувствовав себя нехорошо, актер присел на лавочку передохнуть. Тут-то к нему и подошел милиционер. Не узнав звезду, постовой начал выговаривать подвыпившему Папанову, тот в ответ взорвался и схватил стража порядка за галстук. Через несколько минут артист оказался в кутузке. А вскоре в Театр сатиры на актера пришла бумажка, в которой говорилось, что Анатолий Дмитриевич в пьяном виде напал на блюстителя порядка. Папанов отделался строгим выговором.
Когда режиссер Леонид Гайдай набирал съемочную группу, он никак не мог взять в толк, почему к нему выстраиваются такие очереди из осветителей, гримеров, помощников операторов с просьбой о приеме на работу. Оказалось, что на «Мосфильме» прослышали о заграничной части истории и втайне надеялись, что Гайдай поедет снимать на какой-нибудь симпатичный капиталистический курорт. Но просчитались. Далекую Турцию снимали в Баку, остальное — в Сочи и Адлере. А ресторан «Плакучая ива» соорудили в одном из павильонов «Мосфильма».
Анатолий Дмитриевич бывал за границей довольно часто. Актеры над ним иногда посмеивались, как он ходил по магазинам с записочкой-шпаргалкой, в которой были указаны размеры жены и дочери. В 1979 году Папанова и его жену Надежду Каратаеву наградили семейной поездкой в Америку. Позднее супруга актера рассказывала: «Я везде старалась найти что-то негативное. Однажды во время экскурсии мы накупили пирожков, каждый по доллару. На что я тут же обратила внимание мужа: «У них пирожок стоит доллар, а у нас — всего 10 копеек». А Папанов мне в ответ: «Правильно рассуждаешь. Еще нужно учесть, что после нашего пирожка и лечение бесплатное…»
Они никогда не дружили семьями и не ходили друг к другу в гости. Но большую часть времени проводили вместе: одна гримерка, одни спектакли, одна съемочная площадка. До сих пор актерский тандем Папанов—Миронов можно назвать одним из лучших. «МК-Бульвар» вспоминает их самые знаменитые работы.
Это было первое совместное появление на киноэкране Анатолия Папанова и Андрея Миронова. На роль спекулянта-продавца Димы Семицветова пробовался Юрий Белов, но Рязанов решил пригласить Миронова.
А вот против Анатолия Дмитриевича выступил практически весь актерский коллектив фильма, да и режиссер картины был не очень доволен игрой Папанова. Все считали, что артист переигрывает, грубоват, нарушает стилистику и целостность фильма, выпадает из общего сложившегося ансамбля Смоктуновский—Ефремов—Евстигнеев—Миронов. В результате Эльдар Александрович решил переснять все сцены с Папановым. Но времени на это не хватило, а Папанов так даже не догадывался, какие страсти разгорелись вокруг его персоны.
За пять лет до съемок этого фильма Андрей Миронов и Анатолий Папанов пробовались на роли Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова в постановке Леонида Гайдая. Но режиссер забраковал их кандидатуры, выбрав никому не известного артиста Арчила Гомиашвили и знаменитого Сергея Юрского. Марк Захаров, наоборот, считал, что тандем Миронов—Папанов просто создан для Бендера и Воробьянинова. Снимать картину было непросто. Оба актера были на пике популярности, и их время было расписано на год вперед. Поэтому все съемки были подстроены под график артистов. Сами Миронов и Папанов все перерывы между съемками проводили в гримерках, где пытались отоспаться.
В 1972 году Валентин Плучек осуществил свою давнюю мечту: поставил на сцене Театра сатиры «Ревизора». И именно «Ревизор» стал одним из самых успешных спектаклей актера в Театре сатиры. Анатолий Папанов в этой постановке играл Городничего. Вообще режиссер Плучек старался как можно чаще использовать актерский дуэт Миронова и Папанова. Когда в августе 1987 года Анатолий Папанов и Андрей Миронов ушли из жизни (с разницей в неделю), спектакль прекратил свое существование.
В конце сороковых годов у Анатолия Дмитриевича начались проблемы с алкоголем. Это было связано с творческой невостребованностью артиста. Дело в том, что его жена Надежда Каратаева быстро выбилась в ведущий актерский состав Театра сатиры, а вот Анатолий много лет играл роли из разряда «кушать подано». Это очень угнетало Папанова, и он пытался забыться. Перелом наступил в 1954 году. В актерской семье родилась дочь Лена, а через несколько месяцев Папанову предложили первую значительную роль.
На роль контрабандиста Козодоева Леонид Гайдай хотел пригласить Георгия Вицина. Но худсовет порекомендовал рассмотреть также кандидатуры Владимира Носика, Рудольфа Рудина и Андрея Миронова. Коллеги отговаривали Гайдая снимать Миронова: «В кадре он сильно кривляется». Но режиссер рискнул — и после этой картины Миронов проснулся знаменитым.
Претенденток на роль роковой блондинки было несколько. Правда, актрисы очень сильно смущались сниматься в купальнике. Рискнули оголиться Клара Лучко, Светлана Светличная, эстонская актриса Эва Киви и Лилия Юдина. Сначала Светличную забраковали с вердиктом «чересчур сексуальная». Но потом утвердили с большими оговорками.
Образ управдома Плюща, который создала Нонна Мордюкова, не понравился редакторам. Работу актрисы называли пошлой и неинтересной. Но Гайдай сумел отстоять Мордюкову, и со временем ее роль назвали украшением картины.
«Такси на Дубровку» уже снималось в кино. На этой «Волге» Юрий Деточкин уходил от погони. Когда Папанову исполнилось 60 лет, ему в качестве подарка разрешили приобрести «Волгу"-пикап. Правда, при первой же поездке у авто отлетел глушитель.