Вас никогда не дразнили в детстве «очкариком»?
А может, вы вспомните те первые свидания, когда очки мешали целоваться? Да взять хотя бы банально запотевшие стекла зимой и залитые дождем осенью… Даже если вы вполне удовлетворены своей дорогой и любимой оправой и носите ее как модный аксессуар, наверняка вам приходила в голову мысль о контактных линзах или операции. Заведующий лазерным центром МНТК «Микрохирургии глаза» им. Федорова, к. м. н. Юрий КИШКИН рассказал о «плюсах» и «минусах» разных способов исправления плохого зрения.
В развитых странах близорукостью страдает 30—40% населения. Миопия — самая распространенная глазная патология, и в этом мировом медицинском реестре Россия — не исключение. Методы коррекции зрения тоже одинаковы во всем мире: консервативные очки или линзы и радикальный хирургический способ — операция. Каждый из них имеет своих сторонников и противников. Кроме того, за каждого клиента борются производители оптики и медицина.
ОЧКИ — самый простой и доступный вариант исправления близорукости. По этой причине ⅔ населения во всем мире пользуются именно ими. Разнообразие дизайнерских моделей позволяет использовать очки в качестве украшения и для создания собственного неповторимого имиджа.
КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ. Хотя на Западе линзами пользуется порядка 30% близорукого населения, а ученые утверждают, что ношение линз приостанавливает прогрессирующую миопию, все равно предубеждение остается. К числу наиболее распространенных страхов относится боязнь, что в глаз попадет инфекция и зрение начнет падать, и, кроме того, многих смущает сама необходимость вставлять инородное тело в глаза. Зато многие из очкариков, решившихся на линзы, с восторгом перечисляют их преимущества: незаметность, возможность пользоваться естественным боковым зрением, независимость от погоды.
Этот способ коррекции зрения не имеет возрастных ограничений, но в целом считается, что активно пользоваться линзами подростки начинают с 13 лет. Контактные линзы не рекомендуется носить при простудных заболеваниях, а также при плавании — в них не стоит нырять с открытыми глазами, линза может «выплыть» из глаза. Линзы необходимо беречь от воздействия лака для волос, аэрозолей, сигаретного дыма и косметики. Естественно, при любых манипуляциях с линзами должны быть идеально чистые руки.
Разновидностей линз на рынке — на любой вкус: одноразовые — на каждый день, на неделю, месяц, три месяца или даже год. Последний медицинский писк — силикон-гидрогелевые, обеспечивающие максимальный доступ кислорода к поверхности глаза.
Цена зависит от производителя и типа линз: например, одно-двухнедельные известной фирмы обойдутся в 850 рублей за три пары (за эти же деньги при желании можно найти «долгоиграющий» комплект на целый год), а 15 пар линз ежедневной замены стоят 1450 рублей.
ОПЕРАЦИЯ на глазах стоит на последнем по популярности месте. Главных причин две — цена и страх навсегда повредить глаза в результате возможных осложнений.
Операция назначается после беседы с врачом и детального обследования. Как правило, оперируются оба глаза одновременно. За 1—2 недели перед операцией не допускается ношение контактных линз, из-за расширенных зрачков не рекомендуется управлять автомобилем. Операция безболезненна.
Помочь определиться в разнообразии способов борьбы с близорукостью мы попросили заведующего лазерным центром МНТК «Микрохирургия глаза» им.
— Что вы порекомендуете пациенту с классической близорукостью, не отягощенной патологиями? Очки, линзы или операцию?
— Сначала мы долго и нудно его обследуем — именно на предмет исключения патологий. И, кроме того, просто пытаемся узнать, что человек хочет от жизни. Всем подряд операцию мы не предлагаем. Самый главный показатель — это желание самого человека. Ведь и в очках можно ходить всю жизнь, и в контактных линзах — достаточно долго при правильном уходе и регулярных осмотрах у врача. Правда, зачастую бывает так, что врачу, продающему линзы, невыгодно обнаруживать новые проблемы со зрением у своего клиента. Поэтому важное правило: покупать линзы надо у одного врача, а проверять зрение — у другого.
— Как часто нужно посещать врача, чтобы не упустить начало болезни?
— Стандартный интервал — раз в полгода.
— А может человек, носящий линзы, понять сам, что с глазами не все в порядке?
— Дело в том, что когда начинают краснеть и чесаться глаза, люди списывают все на усталость. На самом деле это первые признаки начинающихся дистрофических изменений роговицы, синдром «сухого глаза». Если линза просто начала мешать — у кого-то сразу, у другого — через год или десять лет — возможно, дело в энервации (нервном истощении. — «РД».).
— Со скольких лет можно исправлять зрение хирургическим способом?
— Близорукость принято исправлять после 18 лет, когда зрение стабилизируется. Верхней границы практически нет: до 80 лет оперируем спокойно. Вот в 90, наверное, уже не будем ничего делать.
— А дальнозоркость оперируется?
— Дальнозоркость — это очень сложная патология, во многих странах даже не берутся за такие операции. У нас в институте они выполняются различными способами. Некоторые методики только разрабатываются: 2—3 года назад я сделал несколько подобных операций, теперь мы наблюдаем за этими пациентами. Но пока это только эксперимент. Технологии развиваются. Лечение возрастной дальнозоркости — это наше будущее.
— Сколько стоит операция при близорукости?
— 15—23 тысячи рублей за один глаз плюс порядка полутора тысяч — обследование.
— Какие существуют противопоказания?
— Все наши противопоказания — исключительно глазные: дистрофия сетчатки (в этом случае сначала нужна дополнительная лазерная коагуляция), катаракта, глаукома. При прогрессирующей миопии предварительно делаем склеропластику. Болезни, вызванные ношением контактных линз, сначала долго лечим. Безусловные противопоказания — отслойка сетчатки, единственный глаз, не дай бог, опухоли, психические состояния вроде шизофрении — все-таки во время операции нужно, чтобы человек был адекватен и вменяем.
— Раньше говорили, что девушкам нельзя делать операцию, пока они не родят: мол, во время родов прооперированные глаза могут не выдержать нагрузки…
— Нет, в этом смысле никакого риска нет — после операции можно смело рожать: если изначально патологии отсутствовали, то на зрение роды не повлияют.
— Рецидивы случаются, когда зрение опять падает?
— Обычно если до операции зрение было стабильно, то оно и не падает. А если падало и раньше, а «ему» просто сделали операцию, то, значит, врачи проморгали: сам пациент редко бывал у окулиста, а хирург поверил на слово, не стал наблюдать близорукость в динамике, через полгода-год — прогрессирует ли она. Также могут повлиять чрезмерные нагрузки после операции: человек был дирижером, а стал ювелиром. Естественно, зрение испортится.
— Осложнения часто случаются?
— В этом вопросе многое зависит от квалификации хирургов и качества оборудования. Например, при недобросовестном выполнении операции можно занести инфекцию в глаз. В нашем центре каждый пациент подписывает договор, в котором указано более 50 видов различных осложнений. По статистике примерно в 1—3% случаев приходится исправлять ошибки после операций.
СПРАВКА «РД»
Среди возможных осложнений — так называемая «куриная слепота» из-за снижения контрастной чувствительности, появление «галогенов» — рассеянных круглых ободков и эффектов ярких вспышек, чрезмерная или недостаточная коррекция, образование рубца, чрезмерная сухость глаз, проблемы со зрением ночью.
— Бывает, что отговариваете пациента от операции?
— Отговариваем пациента, когда он сам не знает точно, чего хочет. Многие думают, что вот сейчас они очки снимут, и все в жизни станет хорошо. Но если человека с работы уволили, а жена ушла, то наша операция его не спасет. Так что нам часто приходится еще работать и психологами. Нам же не нужно, чтобы пациенты уходили от нас недовольными. Надо понять, что эта операция — чисто косметическая, и эффект от нее — такой же.
— В вашем центре врачи носят очки?
— Да сколько угодно! Я и сам в очках хожу — мне они не мешают. Мне так удобнее и комфортнее, солидности добавляют. Вообще, если человека удовлетворяет качество его жизни, он менять ничего не станет. Это самое главное. А вот если человек чем-то недоволен, ему и хорошее зрение не поможет. Конечно, если пациент хочет заниматься подводным плаванием, альпинизмом или управлять самолетом — тогда ему нужна операция.