Он менял жен, режиссеров, театры, страны. И все это время тщательно фиксировал свои мысли и чувства в дневниках. Четырнадцатого октября Михал Михалыч будет отмечать семидесятипятилетний юбилей. Вроде как самое время подводить итоги. А он вдруг решил: надо сжечь те самые дневники, в которых вся его жизнь. Почему-то не отпускает щемящее чувство, что в преддверии предъюбилейных хлопот он таким образом хочет попрощаться с этим миром. Самое время поговорить о самом главном…
Много лет назад, осенью то ли семьдесят третьего, то ли семьдесят второго года, я была в гостях у модного тогда сценариста Олега Осетинского. Было уже поздно, ближе к одиннадцати вечера. Но пришедшие никуда не расходились. В огромной (метров тридцать) кухне горел свет, на столе стояла большая, старого фарфора, но с отбитой ручкой супница с глинтвейном, пахло корицей, лимоном и почему-то праздником. В дверь раздался звонок, я открыла и вошла в состояние ступора. На пороге совершенно замерзшие и мокрые стояли два красавца — Михаил Козаков и Валентин Гафт. На руках у Гафта был щенок дворовой породы, грязно-светлого цвета, с вытянутой мордой и испуганными глазами. Они почему-то дико смеялись, рассказывая, что купили у мальчишек на бульваре это «чудо», что первый раз в дом без подарка приходить нельзя… Короче, это подарок хозяину, зовут его Ника. Миша тут же, не снимая пальто (точно помню, что было оно бежевое в клетку, очень пижонское), стал читать «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» А так как в квартире уже жили три собаки, то все стали дружно жалеть хозяина, прогнозируя, что это не последний подарок такого рода. Потом так же дружно стали обсуждать недавно появившуюся в издательстве «Посев» книгу Надежды Мандельштам, совсем не беспокоясь, что за одно только упоминание издательства или автора книги уже можно было попасть в тюрьму. Миша читал что-то из Мандельштама, цитируя его в подтверждение кем-то высказанной мысли, хотя и оговорился, что его стихи «любит не очень».
Потом пришел (уже за полночь) Саша Орлов, прекрасный режиссер, с красавицей женой Аллочкой Будницкой, и они стали рассказывать о картине режиссера Висконти, просмотр которой только что закончился в Доме кино. В углу кухни, прислонившись спиной к антикварному буфету, подобранному на помойке (тогда часто выбрасывали старую мебель), сидел композитор Родион Щедрин и потягивал из пивной кружки глинтвейн. Он зашел на огонек: от улицы Горького, где они жили с Майей Плисецкой, до этого дома в Богословском переулке было рукой подать. Еще я помню, как Родион Александрович что-то наигрывал на рояле, сопровождая чтение Мишей стихов Давида Самойлова.
Козаков в те годы уже сыграл около тридцати ролей. Среди нас, молоденьких девиц, работающих в средствах массовой информации, знаковыми были «Убийство на улице Данте», «Человек-амфибия», «Выстрел», «Суд сумасшедших». Кто ходил в театр, видели его работы в «Современнике» и в Театре на Малой Бронной. Кстати, в тот вечер он пришел после спектакля именно оттуда. Женат Козаков был тогда в третий раз (Регина женщина была железная, шансов ни у одной поклонницы Михал Михалыча — никакого). Позже, когда я хорошо с ней познакомилась, поняла, насколько сильна была их привязанность друг к другу…
И вот прошло столько лет. Вся жизнь. Михаилу Козакову этой осенью исполнится уже семьдесят пять…
Михаил КОЗАКОВ: «Тридцать лет я пишу дневники. Много пишу, почти каждый день. У меня дилемма: или я их сдам в Бахрушинский музей, или уничтожу».
Как уничтожишь?
Михаил: «Дневники есть дневники. Минутное настроение, состояние… Кому это надо? И кто я такой, собственно, чтобы писать? Там много личного, много самоанализа, предвзятого анализа того, что происходит вокруг, в театре, в жизни, в литературе. Зачем? В последнее время все яснее понимаю, что надо их уничтожить. Я искренне так думаю и чувствую».
А логическое объяснение подобного желания есть?
Михаил: «Я полагаю, что человек неизменен. Если родился трусом, таким и останешься до конца. Если родился добрым, то будешь добрым всю жизнь и умрешь таким. Скупым — значит, такая у тебя участь. Главные вещи неизменны. Думая о своей скромной жизни, я говорю так: „Ты прошел много этапов. Ты познал успех и популярность. Ты был молод, симпатичен, ты нравился девочкам, тебе писали письма, о тебе отзывались похвально серьезные люди, ты играл в театрах, а не только занимался мурой. Были хорошие спектакли. Был „Современник“, потом театр Анатолия Эфроса, „Гамлет“ у Ивана Охлопкова, „Гамлет“ у Питера Штайна, „Король Лир“ в Театре имени Моссовета…“ Вспоминая себя пятидесятилетней давности, я понимаю, что не был предателем, подлым человеком. Я совершил массу ошибок, наверное, причинил каким-то людям боль, вред. Но это не специально и не со зла. Обижал кого-то, кому-то делал добро. В принципе, будучи тем же человеком, какой я есть сегодня, я был и другим. Я смотрел на жизнь как на праздник, особенно когда перепадали удачи. Хотя я непросто выстраивал свою судьбу…»
Тебя женщины любили…
Михаил: «Да, наверное. Но любят и подлецов. Это самый сложный вопрос после метафизики, Бога, смерти и жизни. Что это такое — любовь? Как это, почему?»
Сам размышляешь об этом?
Михаил: «Конечно. Наедине с собой ни от чего не уйдешь. Я пребываю в постоянных рассуждениях. Когда ты моложе, когда фортуна поворачивается к тебе лицом, когда ты добиваешься каких-то внешних успехов, то полагаешь, что ты человек неординарный, одаренный и имеешь на многое право. Ты имеешь право лениться, распуститься, напиться, нахамить, иногда морально задолжать. Подумать про какую-то женщину, что, мол, ей подфартило, живет не с водопроводчиком, а с таким-то… Это все ложь.
Ты глубоко заблуждаешься. Мне недавно приснился сон. Очень неприятный. Как будто я стою где-то, на улице и на меня сыплется что-то сверху. Это «что-то» напоминает конфетные обертки, много-много из какого-то куля. Они не причиняют физической боли, но это чрезвычайно неприятно, потому что ты думаешь во сне: вот она, моя жизнь, все мои роли, все мои труды — не более чем конфетные обертки. Я проснулся и потом еще додумывал этот сон. Наверное, так оно и есть… Не более чем конфетные обертки. Это не самоуничижение или кокетство, это реальное настроение, реальные мысли. И от этого тебе делается горько, но ты говоришь: «Ты что-то еще познал в себе и поэтому, будь любезен, относись к людям соответственно твоему сегодняшнему миропониманию. Особенно к близким, друзьям, коллегам». И тогда говоришь себе, что ты, может быть, не был счастлив в личной жизни, потому что этого не понимал. Ты переоценивал себя, тебе казалось, что твоя воля, твое мнение, твои дела — самое ценное в мире. Это ошибка. И понимание этого тоже приходит только с возрастом".
А зачем заниматься таким самоанализом? Это же путь к разрушению. Уходит состояние довольства жизнью, начинается брюзжание…
Михаил: «Да, возможно, это так. Но как кого Господь создал. Я, например, в молодости слыл легким, веселым человеком. Достаточно!»
Но я помню, как ты сутками лежал, повернувшись лицом к стене, и занимался самоедством. Регина звонила в ужасе, что ты три дня ничего не ешь и не пьешь. Даже не ругаешься…
Михаил: «Да, это тоже было, накатывало. Но без этого я не смог бы прочитать хорошо какие-то стихи, например, или что-то поставить. Есть два пути. Первый — это как у Моцарта: нам кажется, что ему все давалось из воздуха, упоительно легко. Второй — путь Сальери. Я шел по второму, только никого не убивал. Сегодня я живу как совсем не мрачный монстр, от многого получаю удовольствие. От концертов, например, когда читаю поэтические программы. Стал с годами любить все больше и больше чтение вслух. Я выхожу к зрителям с программами, где я честно говорю обо всем, о чем сейчас думаю, — от любви до смерти. Стихи о любви можно читать в любом возрасте, и это не выглядит смешно. Нет никакого неудобства по поводу вот такого внешнего вида. Но это не значит, что я разлюбил играть.
В конце восьмидесятых я работала редактором «Кинопанорамы», и мы много-много раз вытаскивали Михаила Михайловича на передачу. Каждый раз, когда мы встречались, он был нервен, на грани срыва в очередную свою депрессию, и на одной из встреч как-то по-щенячьи сознался, что от него сбежала Регина. Развод, полный развод, она уехала за границу навсегда. Те, кто был знаком с этой семьей, знали, что такое Регина для Михал Михалыча: мать, подруга, любовница, сиделка, секретарь, менеджер, «скорая помощь» по любым вопросам.
Я за всю свою жизнь раза два еще, пожалуй, видела такую жену-стену. На вопрос, почему это произошло, Козаков только передергивал плечами, а по Москве ползли слухи, что у него роман с молоденькой ассистенткой. Лет через десять я в чужой стране на званой вечеринке среди обслуживающего персонала увидела Регину. Разговор был недолгий, но несколько женских вопросов я задала. Она ответила, что очень устала, что Миша тогда сорвался и после многих лет снова стал выпивать, погуливать, а ей вдруг надоело все это терпеть. Была ли она счастлива, оставив прежнюю жизнь? Она живет нормально. Не кривя душой могу сказать, что выглядела Регина очень прилично, без следов невыносимой жизни и не менее невыносимых переживаний.
В девяносто первом году Михал Михалыч пригласил меня выпить кофе в «стекляшке». Это кафе уже лет сорок стоит на Покровских Воротах между трамвайными линиями. Не один раз оно меняло свое название, но в нем всегда подавали вкусный кофе и свежую сдобу. Когда мы выпили по первой чашке кофе со словами: «А помнишь, как в этой подворотне снимали „Покровские Ворота“, а помнишь, как в кафе работали двадцать четыре часа, чтобы нас кормить?» — Мих-Мих сказал, что он уезжает в Израиль — наверное, навсегда. Пустота внутри меня наступила мгновенно. Мих-Мих сказал, что это не так страшно, хотя он очень боится, плохо спит, что я должна все услышать от него самого, что он принес подарки, пластинки со своими лучшими поэтическими работами. Еще он добавил, что встречается с некоторыми своими друзьями, а некоторым пишет прощальные письма.
Примерно через месяц я пыталась по незаметной «актерской» лестнице удрать из «Останкино». Где-то на третьем или четвертом этаже мы поравнялись с Наташей Гундаревой, которая сказала, что мы должны сейчас же, немедленно идти в бар под лестницей — там Миша Козаков устроил «отходняк». Там уже сидели за сдвинутыми столами человек двадцать. Видимо, не первая бутылка коньяка ходила по кругу, поэтому настроение у всех было приподнятое. Мих-Мих с достаточно мутными глазами сидел в углу и держал на руках своего сына. В одной распашонке, без трусиков, малыш болтал ножками и чувствовал себя абсолютно комфортно. Позади сына и мужа стояла молоденькая женщина с иконописными глазами, его новая жена. Так я ее увидела в первый и последний раз. Это прощание закончилось съемкой в уже пустой квартире Козакова: он давал тет-а-тет телеинтервью Дмитрию Крылову. Потом был Рижский вокзал, баулы, чемоданы, множество людей, слезы, цветы, шампанское. И камеры «Кинопанорамы». Ведущий Виктор Мережко задал вопрос: «Почему?» — а Мих-Мих ответил: «Устал». Конечно, он потом вернулся. Но, видимо, что-то в нем надломилось…
Михаил: «Зоя, моя самая маленькая девочка (ей всего тринадцать), с братом Мишей и мамой до сих пор живут в Израиле. Когда мы расставались с женой, я сразу сказал, что буду помогать учить детей, чтобы они получили хорошее по израильским меркам образование. Миша уже окончил учебу, служит в армии, но мне кажется, ему надо еще что-то делать, изучать, двигаться. Он хороший парень».
Ты романтик. Как тебе кажется, твои дети, внуки унаследовали этот романтизм?
Михаил: «Мне трудно о них судить. Я доволен своими детьми. (У Козакова — пятеро детей и пятеро внуков. — Прим. авт.)
Я просто их очень люблю. С годами они стали ко мне мягче, добрее, простили мне грехи молодости. Стараюсь при любой возможности ездить к ним, разговаривать по телефону, помогать материально. Мне, конечно, трудно зарабатывать совсем немалые деньги.
Я очень стараюсь, берусь за любую пристойную работу — конечно, при условии, чтобы мне было хоть чуть-чуть интересно. Езжу на концерты, встречи со зрителями. У меня есть свой зритель, представляешь? Это очень утешает. Пусть этих людей немного, но они есть".
Сегодня ты полон сил. В кино, например, хотелось бы что-нибудь поставить?
Михаил: «То, что я хотел бы, не востребовано. Мы с Марком Розовским написали сценарий «Смерть Михоэлса». Картину вычеркнули из плана за двадцать дней до начала съемок. С другой картины сбежал продюсер, на третьей не стало вдруг денег, а четвертую, говорят, не надо, неинтересно. Хотя почему неинтересно? Кто это проверял? Я спросил одного функционера: «А что вы хотите?» Он говорит: «Снимите еще раз «Покровские Ворота». А я не могу второй раз снять «Покровские Ворота». Они принадлежат восьмидесятым годам, моему тогдашнему самочувствию, настроению. Так звезды встали, что получилась эта работа. Почему? Можно анализировать, но лень. А продолжение? Они умерли уже все давно. А Хоботов оказался в Израиле, если жив. Кстати, у Валентина Зорина в одном романе есть линия Костика, которого играл Олег Меньшиков: он стал писателем и в сорок лет застрелился. Вот тебе и «веселенькое» продолжение. Так что «Покровские Ворота» — вещь герметически закрытая. Сколько фильм еще проживет? И ставил, не думая об этом, и сейчас знать не хочу».
…Мне всегда казалось, что в фильме «Покровские Ворота» очень много из жизни самого Козакова. Костик — это его старший брат Володя, веселый, яркий, добрый. Он хотел стать историком, но погиб за два месяца до окончания войны. Маргарита Павловна — в какой-то степени его мать Зоя Александровна, которая, родила троих сыновей, их воспитывала. Но при этом оставалась в дружеских отношениях с каждым из предыдущих мужей, которые ее обожали. Лев Евгеньевич Хоботов в исполнении Равиковича похож на описание отца Козакова Михаила Эммануиловича: «Мой обожаемый папочка был лыс. Маленького роста. Скорее толст, чем строен. Далеко не спортивен. Близорук. Но он был умный, бесконечно добрый человек и хороший писатель».
Цитата из дневника Козакова от 1987 года: «Падения, короткие взлеты и вновь падения, сокрушительные обвалы, депрессии, страхи, и самоуничижение, и самоуничтожение. Не дневник — история болезни».
Плюс безответная страсть, плюс Регина ушла, и результат — психушка в Ленинграде. Кстати, из этой психушки он мне звонил один раз, был очень странный короткий разговор:
— Они все ко мне приходят.
— Кто «они», Миша?
— С канала Грибоедова.
— Что я должна сделать?
И короткие гудки. Он звонил, судя по всему, не только мне. Инна Ульянова мне говорила о подобных звонках Мих-Миха в то же время.
«С канала Грибоедова» — очень растяжимое понятие, но я предполагаю, что Козаков имел в виду набережную канала Грибоедова, дом номер 9, квартиру 47, где он прожил первую часть своей жизни.
Если все эти великие ТЕНИ приходили в палату к бедному Мих-Миху, да еще и разговаривали с ним, то, конечно, спасение было только в реальной жизни. Непростая это профессия — актер…
Михаил: «Очень трудно быть оптимистом накануне семидесятипятилетия».
Почему?
Михаил: «Я часто встречаю замечательных людей — в провинции, попутчиков в поезде. И я знаю, что есть много хороших людей, но вместе с этим — тотальная жестокость, жесткость ценностей, что ли, прагматизм. Гипертрофированные понятия об успешности, престижности соединены обстоятельствами с войнами, взрывами, человеческими трагедиями, экологией, бесовщиной. Вокруг нас висят, а то и проносятся как вихрь облака фальши, лжи — общественной и личной, показухи».
А что тебя радует?
Михаил: «Меня радует, во-первых, общение с младшей дочкой Зоей, с внучкой. А еще — музыка. Раньше я постоянно ходил в консерваторию, сейчас это труднее по чисто техническим причинам. Дома пластинки и записи я слушаю постоянно. Кино я почти разлюбил. Может быть, дело в том, что отсмотрено и пережито очень многое. Мы пережили Феллини, Боба Фоса, Бергмана, Бертолуччи, пережили десяток хороших режиссеров, и наших в том числе (например Сергея Эйзенштейна). Лично я обожаю Александрова. Судите меня как хотите, но мой фильм всех времен и народов —
„Весна“. Я видел его раз тридцать, но не перестаю удивляться каждому кадру. Может быть, это ностальгия, но не по советской власти. Ностальгия по другому подходу к кадру, по отношению к актерам, по другой кинематографической и житейской эстетике. Помнишь, как мы ходили на кинофестивали московские, смотрели все фильмы подряд, потом специально собирались, дискутировали?.. Сейчас даже не возникает желания говорить об этом. Сходил, посмотрел, кое-что для себя понял — и все. Может быть, время стало жестче. Я думаю об этом, думаю, но пока ответов нет».
То есть ты сейчас в компанию «на кухню» не пошел бы?
Михаил: «Думаю, что нет. Характер изменился. Я заскучал бы еще до того, как сказал, что не приду. Вспомни, что я сыграл Лира, где, собственно, философский финал жизни, сознательное одиночество, цель — «уйти от мира».
Я не просто играл несколько лет, а жил этим, постоянно думал. Мне сейчас трудно найти роль, которую я хотел бы после Лира играть. Кроме комедий".
Ты начал в двадцать лет в Театре имени Маяковского с Гамлета, а пришел к Лиру…
Михаил: «Да, я реально сыграл все, о чем может мечтать актер, — Сирано, Дон Жуана, Фауста, дядюшку Адуева, Тригорина, Арбенина, Кочкарева и еще сто других ролей в кино и театре. Вот про меня и говорят, что я счастливый человек.
И наверное, это так и есть".