Меньше через два месяца начнутся выпускные испытания в школах — 16 мая пройдет первый ЕГЭ. О госах, работе для молодых учителей и о многом другом читателям «РД» рассказала руководитель Департамента образования Москвы Ольга ЛАРИОНОВА.
— Ольга Николаевна, не отменят ли ЕГЭ по литературе? Вроде бы ходили такие слухи…
— Нет, список экзаменов уже утвержден, и меняться он не будет. Обязательными остаются два — по математике и русскому языку, причем для получения школьного аттестата достаточно набрать по ним минимальное количество баллов (норму определит Министерство образования и науки РФ). Остальные экзамены необходимы только в том случае, если они одновременно являются вступительными в вуз, сдавать их (в том числе литературу) совсем не обязательно.
— А если ребенок все же получит «два»?
— «Двойки» как таковой уже не будет, оценку заменят ЕГЭ-баллы. Если по одному обязательному предмету выпускник не наберет необходимого их количества, то ему разрешат пересдать госэкзамен в дополнительный день. Если же он провалится и по русскому языку, и по математике, то выпускнику выдадут справку об окончании школы. Разумеется, с ней он не сможет поступать в институт. Но для таких детей мы планируем открыть классы в вечерних школах — ребенок сможет год бесплатно позаниматься, а потом сдать ЕГЭ по новой. По остальным предметам количество баллов имеет значение лишь для вуза, поэтому «провалиться» на них вообще нельзя. ЕГЭ-баллы, кстати, никак не влияют на оценку в школьном аттестате, так что выпускники могут не волноваться и сдавать госы спокойно.
— Что делать, если ученик почувствует на ЕГЭ себя плохо? Скажем, при диабете… В каком случае детей вообще освобождают от госэкзаменов?
— О всех заболеваниях следует заранее сообщить в приемную комиссию, предоставив, конечно, медицинские справки. Тогда на экзамене школьнику создадут максимально комфортные условия — при диабете, например, разрешат сделать перерыв на укол. ЕГЭ не сдают лишь дети-инвалиды, у них выпускные испытания проходят в традиционной форме.
— Мой ребенок учится в 10-м классе, и его школу собираются в будущем году закрывать. Как в таких условиях можно готовиться к ЕГЭ?
— Видимо, ваша школа превратилась в малокомплектную (в столице — демографический спад) и уже не может финансироваться в полном объеме. По этой причине, кстати, в Москве каждый год объединяются два-три учебных заведения. Но интересы детей при этом будут учтены — выпускникам дадут возможность доучиться в стенах родной альма-матер.
— Я заканчиваю в этом году педуниверитет. Найдется ли место для меня в школе?
— Мы впервые столкнулись с проблемой, когда молодым учителям стало сложно трудоустроиться: раньше речь шла о нехватке педкадров. Но дело не в недостатке учительских мест, а в правильном распределении нагрузки. Скажем, многие учителя берут по 30—36 часов в неделю при норме 18. О каком качестве обучения может идти речь? Задача директора школы — разумно распределить учебную нагрузку, чтобы хватило всем — и молодым, и пожилым.
— 2010 год объявлен в стране Годом учителя. Какие мероприятия планируются провести в Москве?
— Сейчас мы как раз разрабатываем план действий. Однако мы хотим, чтобы об учителях думали не только в 2010 году, но и все время, и работаем именно в этом направлении.
— Будут ли московские учителя получать больше?
— Зарплата педагога, конечно, важное дело, но не менее важны для него и социальные гарантии. Это касается и обеспечения жильем, и медицинского обслуживания, и других льгот. Учительский заработок уже вырос в среднем на 20% — при переходе на новую форму финансирования, а преподаватели иностранных языков вообще стали получать в два раза больше. Теперь нужно сделать так, чтобы такие же зарплаты были и у остальных педагогов.