Опытные люди говорят: ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить. Более опытная команда передачи «Квартирный вопрос» (НТВ) с ведущей Натальей МАЛЬЦЕВОЙ утверждает обратное: ремонт не только можно закончить, но и сделать это буквально за три дня. Причем так, чтобы повергнуть в приятный шок хозяев квартиры и при этом самим остаться довольными результатом своей работы. За одним из таких творческих процессов «МК-Бульвар» наблюдал своими глазами.
Самое главное — выбрать «полигон» для действий. То есть найти тех самых счастливчиков, квартира которых потом преобразится до неузнаваемости. Конкурс здесь будет покруче, чем поступление в институт. Умоляющих писем с просьбами «сами мы не местные, сделайте нам, пожалуйста, ремонт» в «Квартирный вопрос» приходит сотни. Так что, по самым средним подсчетам, на одно «место» претендует около 50 человек. Если вы не будете шарахаться от телекамеры как черт от ладана, если у вашей семьи имеется своя интересная история, если вы уже приложили фантазию, сделав свою квартиру в чем-то не похожей на другие, — вы стопроцентно станете участниками передачи.
Итак, пятница, час дня. Двухкомнатная квартира на Ленинградском проспекте. Ее хозяев — Марину, Стаса и маленькую Ксюшу — мы застали как раз с чемоданами на пороге. Доверив ключи от своего жилища съемочной группе, они на время отправлялись пожить к бабушке и заметно нервничали. Понять их в принципе легко: кто знает, во что превратится квартира за время их отсутствия? Но таковы уж правила игры. Хозяева уехали, съемочная группа начала выносить мебель из большой комнаты (ее как раз и предстояло изменить до неузнаваемости), а мы с ведущей Натальей Мальцевой уединились на время в ванной — единственном месте, где можно было спокойно поговорить, чтобы никому не мешать.
— Наташа, давайте выясним сразу: сколько это стоит?
— Чтобы мы сделали ремонт? К нам приходила одна корреспондентка, которой мы долго рассказывали, что все делается бесплатно, а в результате почему-то вышла статья, что «Квартирный вопрос» берет за ремонт деньги. Это неправда. Никто никому не платит. Дело в том, что хозяева квартиры всегда идут на эксперимент. Наша задача — сделать хорошую передачу. Задача рекламодателей — показать свой товар и подарить его хозяевам, таким образом его разрекламировав. Каждый удовлетворяет свои интересы. В итоге хозяева получают интерьер, рекламодатели — рекламу, а мы — передачу.
— Раньше вы переделывали квартиры известных людей, а сейчас от этого отошли. Звезды оказались более капризными?
— Нет, наши звезды не капризные. У нас остались прекрасные отношения со всеми, с кем мы работали. Но сейчас мы предпочитаем делать ремонт для обычных людей. Все-таки люди известные, как правило, могут себе позволить шикарный интерьер. А вот семьям, с которыми мы работаем, в большинстве случаев это недоступно.
— Неужели не встретилось еще интерьера, который даже жалко было переделывать?
— Вы знаете, такого что-то не припомню. Иногда встречаются семьи, которые придумывают что-то оригинальное у себя в доме, но, как правило, нам пишут те, у кого большое желание полностью изменить обстановку. И вся наша дружная команда получает огромное удовольствие от своей работы. Так приятно наблюдать, когда в квартире было не очень хорошо, а стало все красиво и качественно.
— А хозяева получают такое же удовольствие?
— Как правило, да. Конечно, первая реакция у всех — шок. Но даже если им не нравится какая-то деталь, люди все равно страшно радуются. И не потому, что мы этого хотим или требуем для камеры. Просто для них это всегда подарок. Мы сами, например, очень давно мечтаем, чтобы кто-нибудь пришел домой и сказал: «Спасибо, конечно, но лучше бы вы, ребята, ничего не трогали». Хотя мы сразу оговариваем, что это эксперимент и результат будет непредсказуемый.
— Неужели ни одного отрицательного отклика не было?
— Они бывают в письмах от зрителей. В одной из программ, например, мы красили стены в хрущевке. Была очень интересная работа. По замыслу дизайнера, нужно было обязательно добиться неровности, чтобы поверхность получилась неоднородной. Поэтому стены не штукатурились, не шпатлевались, даже обои мы снимали не до конца, а красили прямо поверх них. Потом из Америки пришло письмо от русского эмигранта, маляра в третьем поколении. Он писал, что был потрясен до глубины души нашим непрофессионализмом. Что, если мы хотим, он научит нас красить: объяснит технологию, расскажет, что никогда нельзя наносить краску поверх обоев и не выравнивать стену — это безобразие… Но самое главное, что хозяева нашей работой остались довольны.
Прежде чем приступить к обновлению жилища, с «подопытной» семьей заранее знакомится дизайнер. В этот раз в «Квартирном вопросе» работала дизайнер Елена Шульга. Марина и Стас, конечно, могли высказать ей свои пожелания (ребята категорически не хотели обоев в полоску и чего-то навороченного в стиле хай-тек), — но ведь не факт, что они будут приняты?.. Изначально источником вдохновения при создании своей гостиной для семьи служил морской пейзаж. С синими обоями комната выглядела интересно, но все же немного мрачно. Естественно, дизайнер решила от них избавиться. Но самое главное, Елене захотелось расширить вход в комнату, а для этого уже предстояло снести часть стены… Так что, если обычно ремонт в «Квартирном вопросе» длится три-четыре дня, в этот раз он впервые растянулся на пять.
— Театр, как известно, начинается с вешалки, а с чего начинается дизайн?
— Хороший дизайн начинается с идеи. Нужно не хвататься за ремонт сразу и пытаться быстро что-то сделать, а прежде всего подумать: каким я хочу видеть свой дом? Если все красят стены в оранжевый, а вы хотите, чтобы они были зеленые, — значит, красьте в зеленый. Главное — это индивидуальность. Квартира должна выражать характер своего хозяина. И хозяину должно быть в ней максимально уютно и комфортно. Не важно, что об этом говорят другие.
— Каким, по-вашему, должен быть современный уютный дом?
— Во-первых, он должен быть чистым. Это важно. Что касается стиля, они настолько разнообразны — от минимализма до классики, — что посоветовать что-то одно нельзя. Поэтому на эту тему обязательно нужно предварительно размышлять, листать журналы, смотреть, как живут люди в других странах. Главное — определить, чего вы хотите. А дальше все в ваших руках.
— Чего сегодня нельзя делать категорически? Что уже немодно, несовременно и вообще считается дурным тоном?
— Нельзя ставить стенку, напротив стенки — диван, а между ними кресло. А в стенку еще и вставлять телевизор. Главное, не держаться за какие-то стереотипы, тогда все получится. Герои наших программ всегда очень мобильны, склонны к экспериментам и, как правило, с удовольствием потом обживают новое пространство. Но в целом, мне кажется, наша аудитория еще не готова к тому, чтобы думать о дизайне, о доме, вообще размышлять на эту тему. Дело в том, что эти 80 лет не прошли бесследно. У нас убиты традиции, и нужно какими-то способами их восстанавливать. Я ведь начинала с проекта «Растительная жизнь» (кстати, скоро он опять начнет выходить на НТВ), и мне всегда хотелось показать людям, как рождается красота — в ландшафтном ли дизайне, в интерьере. Здесь важны правила, традиции, которые нашей аудитории, мне кажется, полезно усвоить.
— Часто у вас бывают зарубежные съемки…
— Вообще-то мы планировали, что они будут гораздо чаще, поскольку делать программу об интерьере, не показывая хороших зарубежных образцов, неграмотно. Но наш график работы такой плотный, что на выезд за рубеж часто не хватает времени. Хотя сейчас мы планируем поехать в Париж, Италию, Лондон. У англичан, например, очень древние традиции. Они настолько бережно относятся к сложившимся правилам в интерьере, что одно это заставляет у них учиться.
Разворотить стену оказалось не так-то просто, как предполагалось. Строители ломали ее часов шесть, так что на беспрерывно продолжающийся грохот сбежались все соседи…
— Наташа, помимо проблем с соседями что еще интересного происходит на съемках?
— Да у нас что ни съемка, то обязательно что-то происходит. Один раз, например, два алкоголика уволокли с лестничной клетки огромный, неподъемный рулон ковролина. Ребята их просто чудом нашли в соседнем подъезде. С животными обычно тоже проблемы. Хозяева-то уходят, а животные в стрессе. Они не понимают: что делает толпа незнакомых людей в квартире?! Как-то у нас кошка забилась под ванну, так мы всей группой сюсюкали, чтобы ее выманить оттуда.
— Посуду еще ни у кого не били?..
— Что-то бьем периодически, но, слава богу, ничего ценного еще не пострадало. Вообще какие-то опасности мы, конечно, оговариваем заранее. Чтобы ничего не пропало, ничего не разбилось. Чтобы люди потом не пришли и не расстроились. А то интерьер будет хороший, а вокруг — выжженная земля. Такого не бывает.
— Вы ведь и сами всегда принимаете участие в ремонте. Многому научились?
— Ну у меня с этим проблем никогда не было, я много чего умею. Мой отец профессионально занимался строительством, и мне всегда было интересно смотреть, как это происходит. Вообще я родилась в Ярославле, училась там в университете на истфаке. Делала это с большим удовольствием, и все было очень успешно. Но потом решила, что все-таки буду заниматься журналистикой. Поэтому я поехала в Москву и поступила в МГУ на журфак. Училась в телегруппе и с первого же курса начала работать на ТВ.
— Теперь, наверное, еще диплома дизайнера не хватает?..
— Мне очень хочется добавить еще каких-то дизайнерских знаний, и думаю, что какие-то шаги в этом направлении я обязательно предприму. Дизайн уже стал моей работой. Я должна если не много знать, то, во всяком случае, уметь все быстро понять, пропустить информацию через себя и объяснить ее зрителям.
— Знакомые не просят обустроить им по дружбе квартиру?
— Просят, а я с удовольствием помогаю. Многим мои идеи нравятся.
— Так что в узком кругу вы уже популярный дизайнер?
— Да, но в очень узком. (Смеется.)
— А чем занимаетесь помимо работы?
— У меня хронически слились досуг и работа, так что заниматься чем-то еще очень сложно. В свободное время я с удовольствием могу что-нибудь покрасить, перекрасить или сходить по магазинам, посмотреть, какие новые отделочные материалы появились. Получаю от этого огромное удовольствие.
— Как обстоят дела с вашим собственным квартирным вопросом?
— Говорю честно: он все еще не решился. Я по-прежнему снимаю квартиру в Москве и всеми доступными мне средствами пытаюсь ее хоть немного разукрасить. Но, честно говоря, желания немного. Когда жилье съемное, особо стараться и не хочется. Ругаю себя, но ничего не могу поделать.
— Думаю, когда появится собственная квартира, помощь дизайнера вам наверняка не понадобится?
— Да уж. Там я оторвусь по полной программе!