Люди по своей природе жестоки, особенно по отношению к другим людям. К чужому горю мы относимся равнодушно, в редком случае попереживаем, но на расстоянии. Только кинематографисты способны заставить своих зрителей искренне сочувствовать проблемам посторонних людей и, может быть, стать хоть немного добрее к тем, кто рядом с нами.
Восьмисерийный телефильм «Подари мне жизнь», премьера которого состоится на канале REN TV 4 декабря, режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков называют социальной мелодрамой: «Этот фильм — вызов обществу, благородный вызов. Нам хотелось, чтобы люди на секунду задумались, где мы сейчас живем, как мы живем и, главное, как мы заботимся о нашем потомстве».
…У маленького Антошки страшный диагноз — острый лимфобластный лейкоз. Химиотерапия не помогает. Необходима пересадка костного мозга. В России мальчика вылечить могут, но нужны большие деньги. Доступ к заграничным регистрам доноров стоит двадцать тысяч долларов, курс лекарств на послеоперационный период еще двадцать тысяч. У матери Антошки нет таких денег. Но у нее есть решимость бороться за жизнь своего ребенка до конца, и она звонит отцу мальчика.
Костя работает в больнице санитаром, с Ольгой, матерью Антона, он давно расстался. Костя никогда не видел своего сына — и он никогда не хотел этого ребенка. В Костиной жизни появилась красавица Рита, а все заработанные в больнице деньги он откладывает на будущую учебу: мечтает стать кардиохирургом. Телефонный звонок Ольги и встреча с ней рушит всю его понятную жизнь. Ольга хочет родить от Кости еще одного ребенка, а фактически — донора для Антона. Из плаценты младенца можно взять пуповинную кровь, отделить стволовые клетки, и из них получится новый костный мозг. Если родившийся младенец подойдет на роль донора (вероятность этого 25%), Антон будет спасен, но ведь появившийся малыш может и не подойти, и тогда все будет совсем плохо. Но Костя и Оля о плохом стараются не думать.
Костя втягивается в борьбу за спасение сына. Он достает деньги где только можно, он ищет возможность увезти сына за границу и готов ради осуществления этого дерзкого плана даже сесть на несколько лет в тюрьму. Он угрожает чиновнику из Минздрава и умоляет медсестер. Он ведет себя так, как, наверное, вел бы себя каждый отец на его месте.
Кроме долга перед сыном у Кости есть долг и перед Ритой. Он любит ее. Свои первые деньги в Москве эта девушка заработала проституцией, теперь Рита фотомодель, и она тоже любит Костю. Ей придется пережить новые отношения Кости и Оли, но ревность не помешает ей ради жизни Костиного сына пожертвовать собой…
Эта тяжелая история заканчивается титром: «Фильм основан на подлинной истории. Каждый год в России умирают от рака 15 000 детей. Из ни× 80 процентов — не от тяжести заболевания, а от недостатка денег на лечение».
«Это реальная история, которая произошла с моими друзьями, — рассказывает автор сценария Эдуард Резник. — Они не знают, что я написал по ней сценарий: я не мог к ним обращаться, чтобы их не мучить. Они не нашли денег и потеряли ребенка. Можно говорить, что сценарий о любви или о чем-то еще, но главная проблема сценария — это деньги. Наше государство устроено так, что у нас якобы нет больных, стариков, инвалидов, у нас все здоровые и физкультурники. Государство не оплачивает лечение этой болезни, а она есть и поражает в первую очередь мальчиков от года до четырех лет.
Я думал, что сделал что-то в пику российскому здравоохранению. Но потом, когда сценарий прочитал один врач, он сказал, что все выглядит так, как будто это написано по заказу Минздрава, потому что медицина требует финансирования. Врачи несут на себе всю нагрузку. Общество об этом практически ничего не знает, а врачи каждый день переживают эту смерть. Как профессионалы они, конечно, обязаны относиться к этому буднично, но они тоже живые люди, у которых тоже растут свои дети, и каждая смерть их пациента не прибавляет им хорошего настроения".
Пятилетнего Антошку сыграл Саша Сигуев. Саше семь лет, в этом году он пошел в первый класс. Мальчик с четырех лет снимается в рекламе, на его счету уже 16 роликов, и со своей первой большой ролью в кино, суть которой — болезнь, он справился очень хорошо. Владимир Краснопольский вспоминает, как непросто ему было объяснить маленькому актеру одну из тяжелых сцен, но мальчик помог режиссеру и сам себе все объяснил: «Мы часто с ребятами играем в „замри“ и там тоже почти умираем».
«Саша понимал, какую серьезную болезнь он играл, — вспоминает мама Саши. — Но мы ему говорили, что это не ты, это не с тобой. Это случилось с другим мальчиком, которого зовут Антон, которого ты не знаешь. Он заболел, и мама делает все, чтобы его спасти. В принципе я и себя так настроила: это не с моим ребенком, это с каким-то мальчиком Антошкой. Хотя поначалу меня сильно смущало, что сын будет играть такую тяжелую роль. И прежде чем дать „добро“, я, конечно, очень хорошо подумала. Но это большая социальная проблема. Не дай Бог, это случится с близким тебе ребенком. Это страшно, даже если произойдет и со взрослым человеком».
«Любовь побеждает смерть — вот эпиграф нашей картины», — говорит Владимир Краснопольский. Хорошо, если эта фраза когда-нибудь станет эпиграфом всей нашей жизни.